Подготовительный период к Великому посту начинается Неделей о мытаре и фарисее (в этом году  она отмечается  21 февраля). Начиная с нее, в храмах на богослужениях руководствуются уже Постной Триодью (книгой богослужебных текстов). О этом рассказывает настоятель храма в честь Рождества Христова священник Николай Бильчук.

— Отец Николай, в этом году Великий пост начинается  15 марта. Как известно, ему предшествует подготовительный период. Что он в себя включает?

— Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сынемясопустная  и сыропустная (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

— С каких пор действует такое установление?

— Уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

— В чем заключается смысл первой Недели, предшествующей Великому посту – Недели о мытаре и фарисее?

— Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником.

Вспомните притчу: мытарь – человек, противоположный фарисею. В то время как фарисей гордо произносил в своей молитве: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди… или как этот мытарь», мытарь, смиренный и кроткий, стоя сзади, повторял только одни слова: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 11, 13). Мытарь был полон сознания своей греховности, своего ничтожества перед Богом, и его душа изливалась в пламенной молитве перед своим Творцом. Его молитва была искренна и исходила из сердца… Если мы будем молиться так, чтобы наше сердце участвовало в молитве, то с Божьей помощью достигнем и мы состояния мытаря, для того чтобы исправить свои поступки, сокрушаясь о содеянных грехах.

— Батюшка, в чем проявляется фарисейство в наши дни?

— По словам епископа Вениамина (Милова), «мы имеем внешнюю правоту, любим, когда про нас говорят хорошо, а между тем душа наша полна грехов и пороков. Мы следим за внешностью, за чистотой тела, а о душе забыли; мы умываем лицо душистым мылом, а душу не можем омыть слезами. Мы стараемся с виду показаться хорошими: ходим в церковь, молимся, а душа наша остается грязной; с виду, кажется, мы любим друг друга, а в душе ненавидим друзей, завидуем благополучию их и делаем им что-либо дурное. Мы часто, видя пороки ближнего, готовы долго говорить о них, судить, не замечая покаяния этого человека и забывая о своих поступках.

Рано или поздно мы ответим за это, ибо Господь наказывает людей не только на том свете, но и на земле. Мы должны всеми силами исправлять свои поступки, для чего и нужно состояние мытаря…».

— То есть, разъясняя смысл евангельской притчи о мытаре и фарисее, Церковь  призывает людей к покаянию, сокрушению о своих грехах в канун приближающегося Великого поста?

— И не просто призывает, но и раскрывает всю силу его, показывая, что при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Поэтому, как бы ни были мы грешны, мы не должны отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Беседовала Валентина Николаева