В канун Великого поста в воскресной школе «Вифлеем» прошел детско-родительский день «Духовная трапеза: постимся всей семьей». Предлагаем вниманию читателей подборку ответов на вопросы, подготовленную клириком храма в честь Рождества Христова священником Александром Фроловым.

— Для  чего установлено правило поста и в чем его смысл?

— Пост – это период, когда мы воздерживаемся не только в пище, но и усиленно проводим свое время в молитве. Пост – это время, когда мы помогаем своей душе обновиться. Только тогда он имеет смысл, если соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием телесным и уходом от всяческой суеты, развлечений, праздности. Задача поста – в покаянии, в сокрушении о своих грехах и раскаянии в них для исправления себя.

Началом установления Четыредесятницы является пример сорокадневного поста в пустыне Господа нашего Иисуса Христа. Постясь, мы не только подражаем Иисусу Христу, но и становимся сопричастниками страданий, смерти и Его Светлого Воскресения. Смысл Великого поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христова над смертью – это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав…- поется в Пасхальном каноне. Стать таким участником победы жизни над смертью можно только тогда, когда мы сами становимся участниками Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христовой. И во время поста мы должны чаще исповедоваться и причащаться. Ведь без покаяния, без причастия пост становится лишь диетой.

— Должен ли каждый православный поститься?

— Конечно, раз он православный. Ведь речь идет не только о воздержании от скоромной пищи, у поста еще есть и духовная составляющая. Есть люди, которые по каким-либо объективным причинам не могут поститься – это больные, беременные и кормящие женщины, воины, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, но для них пост будет выражаться в смирении самих себя, в отстранении от развлечений, в удержании от зла, раздражительности, осуждения… Для православного человека, ставящего на первое место духовную сторону, пост приносит радость, поскольку он понимает, что постится не для похудения, а ради Бога.

— Как правильно брать благословение на пост у священника?

— Благословением для нас, православных, является день Прощеного воскресенья, когда мы накануне Великого поста собираемся в храмах и просим прощения друг у друга и духовенства за грехи и обиды вольные и невольные. Но благословение мы берем не на сам пост, а на какое-то послабление по причине болезни или немощи, когда по объективным причинам человек не может держать пост.

— Как отметить день рождения, если он приходится на начало первой недели Великого поста?

— Если день рождения приходится на это время, лучше перенести его на воскресный день, когда устав несколько смягчается и разрешается пища с растительным маслом. Ведь первая неделя отличается усиленным покаянием человека за свои грехи перед Господом.

— Что дает пост детям?

— Для детей пост – это движение, это путь ребенка ко Христу. Именно через такое понимание жизнь ребенка может стать осмысленной. Пост, молитва, исповедь, причастие будут восприниматься им своим собственным путем несения креста. Известно, что ребенок копирует в основном своих родителей, а пост может стать личным опытом общения с Христом. И это останется в его памяти. Даже если в дальнейшей жизни у ребенка будут некоторые сложности, то эта память о Боге проявится в определенный момент, так как через пост заложено в нем семя добродетели.

Детский пост – это элемент общей жизни семьи во Христе, когда дети приучаются к пониманию, что пост – это особое время. Что сюда входит? Семейное чтение душеполезной литературы совместно с детьми, молитва Ефрема Сирина с поклонами, ограничение либо полное исключение просматривания телепрограмм или пользования компьютером. Однако нужно помнить, что если семья на время поста отказывается от привычного для детей образа жизни, то это пространство должно быть чем-то заполнено. Ведь если лишить детей всего этого и ничего не дать взамен, это, скорее, будет выглядеть наказанием либо неким обманом.

— Как быть, если человек (ребенок) боится и стыдится исповеди?

— Так установил Христос, что в Церкви есть лица, имеющие от Бога власть через благодать Святого Духа прощать грехи, очищать душу кающегося от них. По своем воскресении Христос, явившись к своим ученикам, дарует право прощения грехов апостолам и их преемникам: «Господь «дунул, — повествует евангелист Иоанн, — и говорит им: примите Духа Святого, Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.  Стыд на исповеди нормален и естественен, но его нужно пережить, перетерпеть. Мы исповедуем грехи не священнику, а Богу, и стыдиться нужно Бога. Люди боятся: что подумает обо мне священник, он теперь станет презирать меня… Но важно другое – простит ли меня Господь? Исцелит ли мою душу, очистит от грехов, или я еще глубже погружусь в греховную бездну? И если этот стыд отпугивает от исповеди сейчас, то как мы предстанем на Страшном Суде, когда все наши греховные язвы все равно обнажатся?

Христос говорит, что все тайное становится явным. И, сгорая от стыда здесь, человек избегает еще большего стыда в будущем, когда грехи покаянные не помянет Господь.

Пройдя через очищающее действие исповеди, человек чуть ли не физически ощущает радость облегчения, примирения с Богом – так, словно возвращается в родной дом, где его любят и ждут, где есть возможность начать жизнь с чистого листа. И это чувство обоюдное – и у кающегося, и у исповедующего. И я, как священник, рад и благодарен Богу, что Он дал мне такую возможность – быть свидетелем спасения души.

Газета «Свет Рождества», № 6 2016 г.