Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


 

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

   CУЕВЕРИЯ: БОРОТЬСЯ С НИМИ ИЛИ БОЯТЬСЯ ИХ?

   Беседуем со знакомой, она готовится к свадьбе дочери. Назначена дата регистрации брака. Молодые решили повенчаться. И вдруг:

   - Вот не знаю, что делать. Зять-то мой будущий по знаку зодиака Скорпион, а дочка – Дева, а они, оказывается, несовместимы. Я уж и так и этак, пытаюсь ее образумить, да она ни в какую – не верю, говорит, в эту ерунду. А как не верить, в любом солидном журнале, в любой газете гороскопы печатаются, даже Ельцин и тот своего астролога имел  И год-то, говорят, сейчас для свадеб неблагополучный, Дракон он и есть Дракон…

   Удивительная вещь! Вроде никаких восточных корней в семье знакомой не наблюдается, но вот на тебе – «Дракон он и есть Дракон»…

019ipg.jpg   Более 70 лет на всех уровнях нам упорно внушали, что Бога нет. Сейчас строй воинствующих атеистов сильно поредел. Зато пышным цветом распустились самые примитивные предрассудки. Вещие сны, порча, счастливые и несчастливые дни, венец безбрачия, очередной конец света… Низкий уровень культуры, засилье ринувшихся в Россию западных миссионеров, мечтающих наставить нас на «путь истинный» (явно расходящийся с Православием в исконно православной стране),  развязали руки мошенникам всех мастей, обрадовавшихся случаю поживиться. А почему бы и нет, если деньги сами в руки плывут? Только за последние 15 лет, по подсчетам социологов, уровень подобного рода суеверий вырос на 20 – 40 процентов. А ведь они вовсе не безопасны. «Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека, - это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни», - говорится в статье «О суевериях» (изд. Московского Сретенского монастыря). 

   Чему же мы верим? Для наглядности – еще несколько примеров из жизни.

   Замдиректора по воспитательной работе в школе озабочена судьбой своей старшей:

   - Елене уже 30 лет, высшее образование, собой недурна – а  замуж никак не выйдет. К старцу хочу с ней съездить, говорят, он венец безбрачия может снять.

   До этого мама побывала у десятка разных целительниц и гадалок (это они ей про венец безбрачия подсказали), денег уйму на них потратила (сеанс у «бабы Насти», например, полторы тысячи рублей стоит, а их не менее четырех пройти нужно), а толку – ноль. На слова о том, что истинный старец не будет подобным заниматься, никакой реакции – у нее все в одной куче: и целители, и церковь, и гадалки с рынка…

   Другой пример. У соседки умер муж. В доме занавешены все зеркала. На вопрос, почему это делается, на меня смотрят с глубоким сожалением – не знать такой простой вещи! Оказывается, если покойник в зеркале отразится, он потом мерещиться будет или даже приходить начнет, пугать… А вовсе не потому, что в дни траура как-то не принято прихорашиваться перед зеркалом…

   Коллега переселяется в новую квартиру, срочно ищет кошку – «говорят, прежде чем самому зайти, нужно ее сначала в дом пустить»… Вроде и человек православный, крещеный, а вот – не с иконой, не с молитвой на вхождение в новый дом, а с кошкой…

   Сама была свидетелем такого казуса: при крещении младенца восприемнику дали кусочек воска закатать отрезанные волосы новокрещенного, чтобы он бросил их в купель. Надо было видеть, с каким страхом крестная мама следила за его действиями: а вдруг воск не поплывет, а, нарушая все законы физики, потонет – тогда ведь ребенок умрет, говорят…

   Примеров масса. Соль просыпалась – к ссоре. Воду крещенскую надо обязательно в семи храмах брать, она в семь раз сильнее будет (семь – число магическое!). Повесил ленточку на деревце возле святого источника в Вавиловом Доле – все болезни как рукой снимет. В мае жениться – век маяться. Ну просто Канатчикова дача какая-то…

   Что заставляет людей верить в эту далеко не безобидную ерунду? Неопределенность ближайшего будущего? Невысокий уровень духовной культуры? Древние языческие представления, особо сильно культивирующиеся сейчас с помощью «фэнтэзийных» романов и теле-шоу о том, какой экстрасенс сильнее? А может просто это выгодно кому-то – пусть люди верят в подобную чушь, пусть забивают ею головы, отвлекаясь от серьезных, более насущных проблем. Слова о том, что Церковь отрицает и осуждает любые суеверия, обычно во внимание не берутся.

   Бояться суеверий не стоит. Бороться с ними - нужно. Как отнестись к такой, например, абсурдной ситуации: едет человек коммерческим рейсом «на отчитку» только потому, что не может бросить курить (пить) самостоятельно? Получается, он вполне осознанно обрекает себя на бездействие,  устраняется от решения своих проблем, полагаясь на удачное расположение светил либо на помощь очередной «бабы Насти».  Помогут – хорошо, не помогут – других путей искать будем. Прямо-таки эра всеобщего помешательства на предрассудках...

   К проблеме суеверий люди относятся по-разному. Вот мнения некоторых из них.

   ЛЮДМИЛА: Ни в гороскопы, ни в приметы не верю, полагаюсь на себя. Все это – лишь простое совпадение событий,  в котором склонные к мистике люди усматривают какой-то смысл.

   НИКОЛАЙ:  Верю. Как и большинство. На 13-е, например, ничего не назначаю. Даже у космонавтов свои приметы есть…

   ОЛЬГА:  Отголоски язычества, большей частью в силу отсутствия культуры, используемые нечистыми на руку людьми для получения выгоды.

   ЮРИЙ:  Не люблю число 666. И не потому, что усматриваю в нем «число зверя» - просто бывший начальник бывшей налоговой полиции ездил на машине с таким номером. Да еще и на черной…

   АЛЕКСЕЙ : С юмором отношусь. Не верю однозначно. Тут еще и самовнушение роль играет: если человек встает с мыслью, что сегодня понедельник – день тяжелый, он и будет, скорее всего, тяжелым. Люди это сами себе прописывают… Говорят, что чудеса, мистика – часть нашей культуры. Да не культуры, а бескультурья. Оправдывать свои промахи нехорошей приметой - это ненормальность.

   И напоследок. По проведенному опросу, большая часть людей склонна верить в приметы и пр. Причем те, кто называет себя православными, более подвержены  суевериям, чем, например, мусульмане или атеисты.

   Такая вот информация к размышлению…

   В.Николаева

   И еще о суевериях

   Лонгин, Митрополит Саратовский и Вольский:

   - Мы живем в переломный момент. Ушла старая Россия, которая несла еще на себе следы церковного, православного воспитания. Умерли наши бабушки, родившиеся в начале прошлого, а то и в конце позапрошлого века, с детства ходившие в храмы и церковно-приходские школы. Часто они были людьми малограмотными, но у них не было и сотой части тех околоцерковных суеверий и ложных представлений, с которыми мы сталкиваемся сейчас. В какой-то степени восприняли церковное учение и их дети. А вот следующее поколение - это поколение, полностью оторванное от своих христианских корней. Храмов не было. Но потребность в религиозном освящении жизни изначально присуща человеку. И в отсутствии религиозного образования рождаются мифы, "традиции", в основе которых - какие-то, в полном смысле слова, обрывки тех или иных православных обрядов.

   …Суеверия и прочие явления ложной духовности, …смертельно опасны: они опасны для душевного здоровья человека, но еще более тем, что отдаляют его от Бога, как в земной жизни, так и в жизни вечной, к которой стремится каждый христианин.

___________________________________

    Настоятель храма в честь Рождества Христова священник Николай Бильчук:

    - Суеверия, другими словами, -  суетная, напрасная вера. Они основываются на  явно преувеличенном внимании, отношении к внешнему воздействию или какому-то явлению. Люди думают, что выполнив определенный ритуал  (например, поплевав через левое плечо, постучав  по дереву, присев перед дальней дорогой), они могут быть уверены, что это обеспечит им некое  ручательство невидимой помощи и защищенности от каких-то злых сил. Часто люди приходят в храм и начинают задавать вопросы: куда поставить свечку, какому святому помолиться, чтобы получить ту или иную помощь. Набирают крещенскую воду, подают записки в трех, семи храмах и т. д. Думают, что таким набором действий можно как-то повлиять на Бога, чтобы Он осуществил то, что они просят. Но Господь в первую очередь смотрит на сердце человека и на то или иное действие его, на потребность и последствия, какие принесет просимое человеком, если Господь ему это даст. И ни в коем случае это не будет  набор магических, ритуальных действий.

   Обычно считается, что суеверия связаны с непросвещенностью людей,  с незнанием основ веры.  Это действительно так, с одной стороны, но в тоже время мы видим, что и с развитием общества, науки суеверия не исчезают, а как-то приспосабливаются  к прогрессу общества и приживаются, идут с научными знаниями рука об руку. Так, например, современные летчики считают, что необходимо в рейс обязательно взять  какую-нибудь уже побывавшую в полете вещь, чтобы она защитила их и позволила удачно вернуться. 

   Святой отец Тертуллиан говорил, что душа человеческая по природе своей христианка. То есть она стремится к вере в Бога, но вера в Бога требует от человека очень многого – в первую очередь, изменения образа жизни, жизни по заповедям, по Евангелию, напряжения внутренних сил, тогда как подмена  веры суеверием  не требует какого-то внутреннего изменения. Один из  философов сказал, что ум человека можно загнать туда, куда захочется. И часто бывает так, что даже образованные люди в разумные доводы о бытии, о Боге не верят, а верят в черную кошку и прочие глупости. А почему? Потому что суеверия не требуют внутренней работы над собой. Отсюда настоящая вера в Бога, в Промысл Его подменяется верой в зависимость от черной кошки, от  каких-то предметов, от разбившегося зеркала... Как говорят святые отцы, в частности, Иоанн Златоуст, Василий Великий, тем самым мы оскорбляем Бога, кощунствуем, потому что не верим, что Господь сотворил человека как венец творения, поставил его над всем земным, выше всего, дал ему разумную душу; и вместо того, чтобы верить в Промысл Божий, в то, что нами управляет высшая сила, сила Божия, мы начинаем верить в то, что обстоятельства нашей жизни зависят от какой-то кошки, твари, от пернатой кукушки и т. д., тем самым умаляя Творца и свое человеческое достоинство. 

   Опасность суеверий заключается в том, что происходит подмена веры настоящей ложными понятиями, которые отдаляют человека от Бога. Зачастую мы сами не хотим по своей греховности меняться, вести настоящую христианскую жизнь, поэтому и подменяем веру истинную какими-то понятиями, символами, действиями, не требующими от нас внутренних усилий.

 

 


Число прочтений: 1008