Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


sp.jpg

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

                                                 У БОГА ВСЕ ЖИВЫ

171ipg.jpgНаступает праздник Пасхи, верующие стремятся в храм. А кто-то, по советской традиции, – на кладбище. Имеет ли эта традиция какое-то отношение к Православию? Когда же православные могут разделить радость о Христе Воскресшем со своими усопшими сродниками? Надо ли приносить им в подарок крашеные яйца? Давайте вместе поищем ответы на эти вопросы.

До революции жители отдаленных деревень приезжали на Пасху в храм и заходили после службы проведать могилки близких. Ведь около многих церквей в то время были погосты. В советское время посещение дорогих могилок хоть как-то настраивало на размышление о вечности людей, лишенных полноценного Пасхального богослужения. А власти поощряли эту традицию – ведь таким образом христианство, эта религия победы жизни над смертью, в сознании советского человека ассоциировалась с чем-то скорбным и тягостным. Но это именно искажение. Ведь Пасха – праздник жизни, но не смерти. Даже тех, кто в это время умирает, отпевают особым, Пасхальным чином. Протоиерей Сергий Архипов так отвечает на вопрос, почему не следует в Пасху посещать кладбище: «Христово Воскресение – это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога – все живы. Пасха – день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

Священник Аркадий Махсумов поясняет: «Пасхальная радость – это чудо Божественной любви к каждому из нас, и если мы, православные христиане, это поймём, тогда в нашей жизни всё будет на своих местах и ко времени. Всю Светлую седмицу мы будем радоваться Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы – на девятый день после Пасхи – вспомним об усопших родственниках, будем праздновать Радоницу, один из главных поминальных дней в году. Само название праздника говорит о том, что он несёт в себе Пасхальную радость, это не день траура».

Церковь посвящает заупокойным богослужениям определенные дни. Во-первых, каждую субботу (само название которой в переводе с еврейского означает «покой») христиане молятся за всех перешедших от земли в загробный мир. Кроме  субботних поминовений, в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни (на Руси всех усопших предков было принято называть родителями).

К родительским дням относится и Радоница. Что нужно сделать в этот день, если вам не безразлична судьба ваших покойных родственников? Во-первых, посетить богослужение. И не просто подать записку и спешно покинуть храм, а помолиться, попросить у Бога милости для близких людей.

В этот день принято приносить жертву на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздают нуждающимся, отправляют в детские дома и дома престарелых.

После богослужения принято посещать кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами. Нужно понимать, что обычай оставлять на могилках различные продукты, особенно освященные в храме, к Православию никакого отношения не имеет. Лучше раздайте их нуждающимся на помин души. Большой грех на кладбище, где покоятся ваши близкие, пить спиртное или оставлять его на могиле.

В некоторых местах существует обычай на Радоницу приносить на кладбище крашеные яйца, как бы символически христосуясь с умершими, и оставлять их на могилках. Но лучше этого не делать, а, похристосовавшись с почившим, яйцо съесть или отдать встретившимся вам людям.

Самое лучшее, что вы можете сделать для своих усопших родственников, – это совершить молитву, хотя бы такую краткую:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное».

Иеромонах Спиридон (Савин)


Число прочтений: 54