Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Вода живая, крещенская, или Послесловие к празднику …

18ipg.bmp Крещение Господне…  С  чем ассоциируется у нас этот праздник? Наверное,  у каждого с чем-то своим, личным. Вспоминаю, как бабушка моя много лет назад рассказывала нам, ее внукам, как праздновалось Крещение во времена ее молодости. Как накануне в сочельник, нарядные и красивые, шли они всей многочисленной семьей (девять человек!) в храм на службу,  с каким нетерпением  дожидались появления первой звезды на небе (тогда можно было отведать сочива), как замирало сердце под  многоголосое: «Во Иордане крещающеся Тебе, Господи…». Назавтра – крестный ход на реку. Мороз трескучий, а возле проруби – очередь. «Вода студеная да  живая, Животворящий Крест ее такой соделал, отсюда и радость в душе», - обязательно добавлял дед…

   Вспоминаю свои школьные годы, которые пришлись на время правления  Хрущева, когда не хуже чем в революцию закрывались последние храмы, и в родном моем Кузнецке, городе на 200 тысяч населения, из семи бывших церквей оставили только одну – Казанскую, как называли ее люди, а находилась она от нас  в 28 километрах.  Пойти туда не все рисковали  – не дай Бог, в школе либо на работе узнают, что в церкви был…  Но и тогда мы праздновали Крещение – по-своему, как удавалось. Дня за три до праздника собирались у нас соседи, договаривались пойти на Три ключа (так родник назывался) за святой крещенской водой. Накануне, в сочельник, дедушка (бывший церковный староста) доставал серебряный крест, хранившийся у него со времен закрытия нашей церкви, шли к часовенке, чудом сохранившейся с дореволюционных времен, и там вместе с собравшимися перед старинной Казанской иконой Божией Матери совершали моление. Причем, собирались не только старики и пожилые, много было детей, а потом с пением молитв  шли к роднику. Помню, как с замиранием сердца вглядывались мы,  дети,  в поверхность воды – вот колыхнулась  она, значит наступила полночь, и Господь освятил ее Своею благодатию. Набирали воду кто во что, и  стояла она, святая, крещенская,   по нескольку лет не портясь…   А какое счастье было получить глоточек этой живой воды из рук бабушки, если, не приведи  Бог, заболеть доводилось…

16ipg.bmp   И вот нынешнее время, время относительной свободы, когда тебя не преследуют за то, что ходишь в  храм, и когда каждый, считающий себя православным христианином, готов встретить праздник «как полагается».

 19 января 2014 года.  Судоходный канал. Во льду вырублены две Иордани – одна для набора освященной воды, другая – для желающих окунуться. Мороз, ветер, на берегу – около двухсот человек, и подходят еще и еще.

    Из разговора у проруби:

  - Я не новичок, вот уже четыре года окунаюсь.

   - И какие ощущения?

  - Какие? Холод, конечно… Но, говорят, для здоровья полезно.

   - А готовишься как?

   - Ну как… - пожимает плечами.

   - На службе в храме был сегодня?

  - Да что ты ко мне прилипла? – не выдерживает мужчина. - Я тебе говорю: четыре года окунаюсь, ни разу не болел. И на службу не хожу, зачем? Вода святая, все грехи смывает. И потом, у меня Бог в душе…

   Рядом две женщины набирают освященную воду из Иордани. Обе аж светятся:

  -  Будем пить эту воду по немощи, для здоровья. Соседке отнесем, неходячая она, инвалид. Квартиру окропим, так еще родители наши делали.  На службе были ночной, думали, устанем, не сможем в крестный ход пойти…  А тут такое чувство легкости и праздника на душе, Литургия на одном дыхании прошла,  силы нам придала. Батюшка благословил окунуться. Слава Богу за всё!

   - Святая вода огромную силу имеет, вспомните – бабушки наши и мамы набирали ее,  и стояла она год, а то и дольше. Вот эта нетленность воды – доказательство того, что она особая, - добавляет другая.

   Два мнения о святыне – крещенской воде - и ее свойствах. Два разных взгляда на одно событие.  Кто-то отстаивает праздничную службу, берет благословение у батюшки и осмысленно, с молитвой и благоговением, чтобы получить благодать Божию, окунается в прорубь. А другому море по колено – главное, грехи смыть, да и собой лишний раз полюбоваться. Вот только непонятно – если у него Бог в душе и он считает себя православным, как же быть тогда с Символом веры? Там ведь ясно сказано: верую во едино Крещение во оставление грехов… И любой верующий знает – только при чистосердечном раскаянии, на исповеди перед священником возможно прощение наших грехов Господом…

   Вот еще группа желающих окунуться в проруби - женщины в купальничках, едва прикрывающих тело, стойкий дух спиртного… Разве это не противоречит благоговейному отношению к святыне, не говоря уж о риске для здоровья? Однако крещенскую воду домой берут все, и слава Богу. Но ведь святая вода не изменит нас, если мы сами не приложим к этому старания…

   По данным службы спасения, в этот день в Балакове более двух тысяч человек окунулись в проруби. Был ли кто из них на праздничной службе? Причащался? Брал ли благословение у батюшки? Знает ли об исповеди, через которую действительно отпускаются грехи?  Судя по словам тех, с кем довелось общаться, многие имеют об этом лишь смутное представление. А вот искупаться в ледяной воде, удаль продемонстрировать – считают своим долгом. Ладно бы, купание это послужило толчком к воцерковлению. Но увы…

 Святая крещенская вода действительно особая. И ученые это уже доказали. А вот по поводу купания в проруби…   Надо ли идти на это?

71ipg.bmp   - Еще Святейший Патриарх  Алексий II говорил, что когда мы без рассуждения, с плохим здоровьем лезем в воду, то тем самым как бы требуем от Бога чуда, чего делать нельзя, - говорит настоятель храма в честь Рождества Христова священник Николай Бильчук. - Купаться можно, но только с верой, вспоминая  то событие, которое произошло две тысячи лет назад – Крещение Господне. А по поводу  мнения,  что здесь якобы прощаются человеку грехи,  Священное Писание говорит совсем о другом: грехи прощаются в Таинстве исповеди, через исповедь Богу перед  священником.

   - В  первую очередь,  - продолжает батюшка, -  нужно в этот день  прийти на церковную  службу, восславить Бога, потом   набрать воды. Ею  можно умываться, можно даже окунуться в Иордани - существует такая благочестивая традиция. Только  делать это нужно  с верой, без распития алкогольных напитков. Особое отношение к Великой агиасме сохраняется в Православии с древности. Крещенскую воду  давали больным, освящали ею дома, если кто-то  не причащался долго по какой-либо причине, то  человек вместо причастия мог принимать эту святую воду. Поэтому к ней надо относиться с большим благоговением, ведь через  нее дается нам  Господом великая благодать.

   - В праздник самое важное – прославлять Бога, - добавляет отец Николай, - размышлять о том событии, которое мы празднуем. К сожалению, сейчас  у нас, называющих себя христианами, это отошло на второй план. А какие-то традиции, пускай даже неплохие, но второстепенные, стоят  на первом месте. Искупаться можно. Но только с верой, а не с суеверием, что  здесь вместо исповеди простятся все грехи. Искупаться, помня о  Крещении Господнем в водах Иордана, вспоминая свое крещение, свои обеты, которые мы давали Богу. Апостол Павел в Священном Писании говорит,  что из-за недостойной жизни христиан хулится Имя Божие.  И довольно  часто мы сами даем повод людям невоцерковленным  делать это,  глядя на нашу жизнь. Поэтому будем стараться проводить  праздник с честью, с благоговением относиться к освященной воде, к Великой агиасме.

   Грустно писать об этом в светлый праздник Крещения Господня. Поневоле думается: а не заслонила ли сегодняшняя процедура купания в проруби истинный смысл праздника? Даже в годы гонений люди относились к церковным традициям с благоговением, старались соблюдать их, насколько позволяли обстоятельства. Сейчас мы вольны делать все, что вздумается. Но зачем? Во имя чего? Или действительно свобода развращает?

   В. Николаева


Число прочтений: 1022