Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Пасхальные обычаи и обряды

ЦАРСКИЕ ВРАТА

Согласно церковному обычаю, врата в алтаре, как Царские, так и боковые, не должны закрываться в день Пасхи и во всю Светлую неделю, причем не только при богослужениях, но круглые сутки. Это единственное время, когда верующие могут созерцать все происходящее в алтаре (даже и причащение священнослужителей). Алтарь же, по объяснению византийского литургиста св. Симеона Солунского (1 пол. XV в.), знаменует собой небо. Поэтому отверстые врата алтаря зримо напоминают о том, что Воскресением Господа навсегда отверзлось для нас небо, заключенное некогда падением прародителя Адама. Кроме того, открытые Царские врата повелевают нам открыть двери наших сердец для Господа и для наших ближних, для дел милосердия.

АРТОС И КУЛИЧ     

К числу особых обрядов относится благословение артоса, красных яиц и некоторых других кушаний. 34ipg.bmpАртос - в переводе с греческого языка означает просто "хлеб". У нас же этим литургическим термином обозначается, согласно Уставу, "всецелая просфора с крестом, на ней изображенным", или же с изображением Воскресения Христова. Артос освящается по окончании пасхальной Литургии и полагается на аналое, рядом с образом Воскресения Господня, обыкновенно у Царских врат (иногда - в алтаре), где и пребывает во всю Светлую седмицу. В Светлую субботу, по окончании Литургии, во всех храмах над артосом читается священником особая молитва, в которой он просит, "чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились. Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа". Он вкушается верующими, вместо антидора, натощак. 

Артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертию и воскресением сделался для нас истинным Хлебом жизни. 

Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Этот сладкий хлеб есть не что иное, как "домашний артос". По форме он также схож с просфорой - артосом церковным.

ХРИСТОСОВАНИЕ 
Целование и общепринятые фразы при христосовании являются святым пасхальным наследием, переданным нам, согласно древнецерковной традиции, самими апостолами и их учениками. Встречаясь друг с другом в первые дни по Воскресении Спасителя, они радостно восклицали "Христос Воскресе!" и приветствовали друг друга восторженным, братским лобызанием. "Да памятуем и те святые целования, которые, при благоговейных объятиях, даем друг другу", - напоминал своей пастве св. Иоанн Златоуст. 
Взаимные лобызания, которыми в святые дни Воскресения Христова верующие приветствуют друг друга, являются видимыми знамениями того, что вражда наша разрушена, и мы смертию и Воскресением Спасителя приведены снова в общение с Богом. 

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН   
33ipg.bmpКолокола могут освящать воздух своим радостным звоном в Светлую неделю также день и ночь (это зависит от усердия звонарей). Колокольный звон служит выражением той мысли, "что в Воскресении совершилась Божественная победа над древними врагами человечества - диаволом и смертию". Равным образом, и обилие света в храмах служит символом того, "что со времени Воскресения Спасителя темное царство сатаны пало, и люди стали ходить во свете лица Божия".  

 РАДОНИЦА

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

По материалам сайта Азбука.ру 


Число прочтений: 556