Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

                                     ПОСТОМ ЧЕСТВУЕМ АПОСТОЛОВ    

18ipj.jpgПетров пост – один из четырех многодневных постов. Начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы и завершается 12 июля, в День святых апостолов Петра и Павла, благодаря чему и называется «Петровым», или «Апостольским». Как и Великий пост, Петров пост напрямую зависит от Пасхи: он может длиться от полутора до шести недель.

Установлен в честь и подражание апостолам, которые постом приготовляли себя к подвигу проповеди.

По интенсивности Петров пост является нестрогим: в рационе, из которого исключена пища животного происхождения (скоромное), остается рыба и растительное масло.

Согласно Уставу, рыбу позволено вкушать каждые субботу и воскресение, а также в те праздники, накануне которых совершается Всенощное бдение. Рыба разрешается и в дни праздников, которым положена служба с Великим славословием – если, конечно, они выпадают на понедельник, вторник и четверг. Если же такие празднования приходятся на среду или пятницу, рыба не допускается, но позволена горячая пища с растительным маслом. В остальном схема пощения выглядит так: понедельник, среда и пятница – сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища с растительным маслом, суббота и воскресение – рыба. Постящимся мирянам разрешается есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви.

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

ПОСТ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава. 
Прежде всего, Петровым постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь - это субботние и воскресные службы. В течение поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от серьезности нашего отношения к религии. Пост длится четыре недели, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным. 
По материалам: Завет.ру и Древо-инфо.ру


Число прочтений: 435