Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

15ipj.jpgУспенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Он не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня» (14 августа). По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).

Материал подготовила Е.Шведова

ТРИ СПАСА

Три праздника в честь Спасителя празднуются в августе: первый Спас – 14 августа («на воде»), второй – 19 августа («на горе»), третий – 29 августа («на полотне»).

Праздник первого Спаса установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу  над болгарами, а греческий император Мануил – над арабами в 1164 году. Оба они имели в войсках своих Святой Крест Господень. Оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Божией Матери исходил свет и осенял войска. В память этой победы установлен был крестный ход на реку.

Первый Спас на Руси называют еще Медовым Спасом, в этот день заламываются в ульях первые медовые соты.

Второй Спас празднуется в день Преображения Господня, 19 августа. Его называют Яблочным – в  этот день по традиции в церкви освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не везде вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения - так называемый «яблочный пост».
Третий Спас  - Спас на полотне – установлен в память перенесения Нерукотворного Образа Господня из Эдессы в Константинополь. Празднуется он 29 августа.  По преданию, Нерукотворный Образ отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Образ хранился в городе Эдессе (Сирия). Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить его, и в 944 г. он был перенесен в Константинополь. В России Нерукотворный Образ был очень почитаем. Со знаменами, на которых был вышит Образ, шли в бой воины.

В народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Кроме того, его называют еще Ореховым или Хлебным.



Число прочтений: 457