Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

                           Праздник Троицы — День Рождения Церкви

                           315ipg.jpg

Цвет праздника Троицы — изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, еще не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри — сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые — «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня христиане празднуют Святую Троицу.

История и значение праздника

Пятьдесят дней спустя еврейской Пасхи ветхозаветные иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный установлению Синайского Закона, данного богоизбранному народу Израиль через пророка Божия Моисея. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками Христа в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том, как его звали и чем он занимался, известно только, что произошло это в Иерусалиме.

Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Божия Матерь. Собравшиеся стали молиться. Огненные языки заиграли меж апостолами и Богородицей и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с Которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных. Исполнилось долгожданное обетование Спасителя: Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что Он имеет силу опалять грехи, и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю великого праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?» И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого распяли, вознесся на Небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Этот святой день по праву считается Днем Рождения Церкви Христовой.

Кроме того, надо отметить, что Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество, имеющее глубокое догматическое значение. Праздник прославляет Пресвятую Троицу и Пресвятого Духа, сошедшего на апостолов и запечатлевшего Новый вечный Завет Бога с человеком.

Надо сказать, что в Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном Соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице — Едином Триипостасном Боге, — мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог Един в своей сущности и Троичен в Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. И тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Сионская горница — мать всех христианских Церквей

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская горница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные Таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» — совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских Церквей.

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием «Святой Сион», по словам очевидцев ее, потолок поддерживало 80 колонн и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале XIII века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже горницы Тайную вечерю, а в нижнем — Омовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам «в вечное» пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место — навес, указывающий направление Мекки), сохраняющийся и поныне.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении; помещения эти свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время арабо-израильской войны 1948 года в купол над горницей Сошествия Святого Духа попал снаряд, и вход туда закрылся совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства «гробница Давида» стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога. Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

Иконография Праздника Троицы

В основе изображения Праздника Троицы, именуемого Пятидесятницей, лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян 2:1—13) о сошествии Святого Духа на апостолов, находившихся в сионской горнице. Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX—XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа, того самого, который, согласно книге Деяний, удивился происходящему в Сионской горнице. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса (Деян 1:14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа»: почему на ней изображен апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы? Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

История Богослужения в день Святой Троицы

Празднование Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу Иисус Христос послал апостолам Утешителя — Духа Святого. Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.

Изначально Пятидесятница праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий, но уже в III веке, по свидетельству древних церковных писателей, этот день окружен обычаями и обрядами, требовавшими немалого времени для своего предварительного развития и представляет собой широко распространенный христианский праздник.

В «Постановлениях Апостольских» — историческом литературном памятнике, относящемся в разных своих частях к периоду от III до IV века, — от лица апостолов говорится: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником». В другом месте Апостольских постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работы, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница.

С IV века упоминание о Пятидесятнице и как о священном пасхальном периоде, и как об особом празднике становятся частыми, если не сказать общими. Закон византийского императора Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы. У святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы на день Пятидесятницы. Уже Иоанн Златоуст упоминает об обычае в этот день украшать дома зеленью.

От IV века до нас дошло подробное описание Богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, передаваемое одной западной паломницей Сильвией. По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем, как и в каждое воскресенье, епископ читал воскресное Евангелие. На рассвете народ шел в главную церковь (Мартирум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались закончить к третьему часу дня. После литургии весь народ и епископ с песнями шли на гору Сион. Там читалось место из Деяний апостолов о сошествии Святого Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидиакон приглашал народ в шестом часу собраться на горе Елеон. До этого времени народ расходился по домам отдохнуть.

Потом на горе Елеон совершался крестный ход к самому месту Вознесения Господа Иисуса Христа, и там читалось Священное Писание, пелись духовные песни и антифоны, соответствующие праздничному дню и месту. Затем уже в 9-м часу совершались молитвы в церкви пещеры, где Христос учил апостолов, там же совершалась и вечерняя служба. Оттуда все снова шли в Матриум и в городские ворота входили уже ночью, там крестный ход встречали со множеством светильников. В Матриум народ приходил уже во втором часу ночи (около 7 часов вечера), там пелись песни и читались молитвы с благословением оглашенных и верных. Потом снова совершались молитвы в храме Воскресения и, наконец, совершался крестный ход на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны. Все оканчивалось около полуночи, таким образом, Богослужение почти непрерывно продолжалось без малого целые сутки. Нечто подобное бывало только в ночь на Великую Пятницу.

Древнейший известный нам чин Богослужения на пятидесятницу датируется VII веком, это иерусалимский чин, во многом совпадающий со свидетельствами Сильвии. В VIII веке святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским составлены каноны на Пятидесятницу. К IX веку относится полный чин Богослужения на Пятидесятницу в уставе Великой Константинопольской церкви (св. Софии). Богослужение Пятидесятницы по этому уставу одно из самых торжественных в году.

Богослужение Дня Святой Троицы почти что в нынешнем своем виде сложилось в период XI—XIII веков.

Традиции празднования Троицы

В России

Троица — очень красивый праздник. В этот святой день дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно: зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через Таинство Святого Крещения в новую вечную жизнь во Христе Иисусе.

В Русской Церкви исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы — то же самое, что Рождество без елки. Но Россия — большая страна с разными климатическими условиями, и, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

На Кипре

Православные христиане на Кипре празднуют Святую Троицу в тот же день, что и в России. На Кипре с Днем Святой Троицы связан также Праздник воды — воспоминание о Вселенском потопе и спасении Ноя или, как его называют киприоты, Катаклизмос.

Катаклизмос отмечается во всех городах Кипра с большим размахом. Один за другим проходят фольклорные представления, игры, песни и танцы. В прибрежных городах, а в особенности в Ларнаке, устраиваются парады судов, большая ярмарка, соревнования по морским видам спорта (традиционная регата), праздничные заплывы с призами для победителей. Вечером города освещаются яркими вспышками фейерверков, открываются праздничные выставки и концерты.

В период Катаклизмоса каждый год на Кипре проводится фестиваль народного танца. Помимо него, в городах проходят свои местные танцевальные и музыкальные конкурсы. Нередко в эти дни можно услышать настоящие кипрские частушки «чаттис-та»!

В Австрии

В Австрии Праздник Святой Троицы отмечается в течение двух дней — в Воскресенье Троицы (Pfingstsonntag) и в Понедельник Троицы (Pfingstmontag). Понедельник Троицы, как и другие наиболее важные церковные праздники, объявлен выходным днем, включенным в перечень государственных выходных.

Название праздника в немецком языке происходит от греческого слова «pentekosté» — пятидесятый. В средние века это слово преобразовалось в слово «paintekuste» и получило дальнейшее развитие в средневерхненемецком слове «pfingesten», давшем современное название празднику «Pfingsten».

Символами праздника являются голубь, огонь и вода, с которыми связаны многие старинные обычаи. Например, в некоторых местечках Австрии до сих пор в субботу перед Троицей украшают деревенские колодцы цветами, лентами и цветными гирляндами, а в церквях во время праздничной мессы выпускают на свободу живых голубей или через чердачный люк поднимают деревянного голубя. Еще одним обычаем, связанным с символикой святого огня, является украшение Троицкой Свечой стола во время завтрака. В австрийском городе Зальцбург по традиции проводятся Пасхальный фестиваль и цикл концертов на Троицу.

В Германии

С древних времен в Германии праздник Троицы сопровождается плетением венков, катанием на качелях и на лодках. Перед праздником в доме и саду наводят тщательный порядок. Рано утром собирают полевые цветы, а также распустившиеся зеленые ветки деревьев, особенно ценится береза. Ими украшают двор и комнаты. Букеты и венки развешивают над дверями, окнами, по углам дома, на столе и подоконниках расставляют вазы с цветами.

В деревнях совершается обход полей с молитвами о плодородии. В этой торжественной процессии принимают участие все жители села. Читают Евангелие.

День Святого Духа в Германии празднуется два дня. Это государственные выходные, закрепленные на федеральном уровне. Пятидесятница (Pfingstensonntag) приходится на воскресенье, Духов день (Pfingstenmontag) — на понедельник. Традиционное приветствие в этот день — «Радостного дня Святого Духа!» («Ein frohes Pfingstefest»).

Денис Михалев

http://www.ubrus.org/
Число прочтений: 588