Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


 

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

                                 ПУТЬ В МИР ВОЛШЕБСТВА. КАКОГО?    

221ipg.jpgВпереди – Новый год, Рождество Христово. И в семьях с детьми одна из главных проблем на сегодня – игрушка–подарок для ребенка. Казалось бы, чего проще? В магазинах полки ломятся от яркого изобилия. Только вот изобилие это все чаще напоминает фильм ужасов – монстры, призраки, мертвецы… Словом, зло, нечисть в самом прямом смысле слова.  Какое представление о мире могут сформировать подобные страшилища? Даже если взрослые смогут увидеть здесь долю иронии, то ребенок воспринимает игрушечный мир буквально, думая, что так и должно быть… Нужно ли это детям? Полезно ли?  Об этом размышляет методист воскресной школы «Вифлеем» храма в честь Рождества Христова, психолог высшей квалификационной категории, многодетная мама Елена Соловьева.

Глядя на полку с такими игрушками, представляю, как дочка, уходя в садик, говорит:

- Мам, дай мне куклу, пожалуйста.

- Которую?

- Вон ту, Дракулауру….

Меня передергивает от одной мысли. Согласитесь, не добром веет даже от названия куклы…

Или другая, всем знакомая ситуация перед сном.

- Мам, дай мне Ксено, я с ним спать буду.

- Кого?

- Вон того, сопливого…

Как-то мало смахивает Ксено (монстрик с соплей) на игрушку, которая обеспечивает приятный, глубокий, детский сон…

 

Как психолог, хочу напомнить родителям, что у игрушки есть три конкретные задачи: доставлять удовольствие (радость!), развивать, воспитывать.

Доставит ли удовольствие ребенку кукла-монстр, миньон или другая разрекламированная игрушка детской индустрии - зависит только от того, насколько родители подвержены рекламе и внешнему влиянию. Если для родителей важно, чтобы ребенок был не хуже (заметьте, именно не лучше, а не хуже) чем у других, если родители идут слепо на поводу у моды, тогда и ребенок станет точным отражением их и будет требовать суррогатной радости из рекламы. Почему суррогатной? Потому что игрушка для ребенка – путь в добрый мир волшебства, ведь не секрет, что для него  все игрушки ЖИВЫЕ! Ну и представьте, каково это - спать с ожившим, пусть даже самым замечательным монстриком… Не безопасно, а значит и безрадостно…

Вторая задача – развивать. Игра – это получение социального опыта. Для мальчишек – это умение защитить, найти в себе смелость, отвагу, решительность, мужество, т.е. почувствовать себя героем. Именно героем, а не супергероем. В чем разница? В том, что быть или стать героем – это реальность. Защитил малыша в песочнице – герой, отогнал собаку от котенка – герой… Это достижимо. А супергеройство – это проявление суперчеловеческих возможностей, а значит,  реально недостижимо. Отсюда формируется неадекватная самооценка своих способностей и возможностей, что для мальчика, как для мужчины, может скверно сказаться в будущем.

Развитие для девочек – это, конечно, материнство. И какой вы можете себе представить девочку-маму, чьи куклы - «дочери призрака оперы» и т.п.? Знаете, какие аксессуары сопровождают таких кукол? Гробы, кровати пыток, ножи и пилы, а также куклы-скелеты по частям (не поворачивается язык назвать своим именем - «расчлененка»)… Нет, эта девочка не растет помощницей (ее нож не режет овощи и фрукты, он для другого предназначен), она не растет хозяйкой, кроватка ее куклы не предназначена для красивого одеяла, мягкой подушки, она вообще не предназначена создавать уют и комфорт семейного очага…

Воспитание. Третья задача. Именно в игре в ребенке взращиваются такие качества как доброта, сострадание, забота, любовь, умение не только испытывать эти состояния, но и проявлять их по отношению к ближнему. А первый ближний для ребенка – игрушка, кукла. Какие чувства по отношению к новомодной игрушке с отрубленной рукой или одним глазом будет испытывать ребенок? Естественнее, если это будет сострадание (помните – уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…), но индустрия требует от ребенка не этих качеств…

Индустрия отражает время? Да, вы правы, дорогой читатель. 15 лет назад из Германии моя мама привезла своим внукам Ферби. Знаете, каким он был? Мягким, пушистым, он говорил по-немецки (это стало стимулом для сына учить иностранный язык!), и просил, чтобы ему почесали за ушком, уложили спать (покачали на ручках), или погладили брюшко, и он мило урчал от удовольствия. Это было добрейшее существо, любимец всех домочадцев. Потом, когда дети выросли, Ферби переехал в игровую комнату, куда приходили играть дети из малообеспеченных семей. И стоило мальчишкам затеять драку, как их мирил Ферби, потому что он излучал добро. 
Современный Ферби стал другим… Он – отражение современного принципа успешности: «быть крутым», «иметь от жизни все».

Что же касается мнения православного человека, то здесь все однозначно и ясно: нельзя, чтобы зло стало доступным для ребенка. Во зло и со злом вообще нельзя играть. Злая игрушка не может быть другом. Скажи, кто твой друг… Современный мир требует от нас толерантности, причем во всем. Что значит – быть толерантным? Принимать (любить) всех такими, какие есть. Или еще есть вариант толкования – каждый имеет право быть собой. Казалось бы, что тут плохого? У святых отцов есть известные слова: «Любить грешника, но ненавидеть грех». Помня о том, что все мы созданы по образу и подобию Его, мы действительно должны любить ближнего, и из любви к нему не позволять становиться человеку хуже, чем он есть.

Любовь же в детях взращивается через мир прекрасного. Пусть в ваших домах на полках с игрушками ЖИВУТ добрые друзья ваших детей.

 


Число прочтений: 383