Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

     ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ. САМАРСКИЙ ИВЕРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

img_8837.jpgПланируя деловую поездку в г. Самару, настоятель нашего храма Рождества Христова отец Николай предложил нам, работникам храма, посетить Иверский женский монастырь.

Ранним ноябрьским утром мы садимся в машину и отправляемся в путь. Чтобы скоротать время с пользой для души, отец Николай ставит нам диск с песнопениями  Всенощного богослужения и Божественной литургии в исполнении мужского хора Саратовской духовной семинарии. На протяжении всего пути мы будем слушать историю духовного подвига царской семьи Николая II, историю жизни и мученичества великой княгини Елизаветы Федоровны, рассказы о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце Иоанне  Кронштадтском…

Самара встречает нас легким морозцем, шапками снега на деревьях, заснеженными улочками. Подъезжаем к Самарскому Иверскому женскому монастырю, живописно расположенному на склоне крутого волжского берега. Поднимаемся по  ступенькам к главному монастырскому храму в честь иконы Божией Матери «Иверская».

У нас есть еще немного времени до начала  экскурсии. Входим в храм, робко осматриваемся, потрясенные красотой его убранства. Вскоре нас встречает матушка Нафанаила  и предлагает пройти в соседнее здание трапезного храма Иерусалимской иконы Божией Матери. Мы слушаем рассказ монахини о трагической истории знаменитого монастыря.

Краткая история монастыря

img_20161101_101326.jpgСамарский Иверский женский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары. Граждане Самары в январе 1850 г. вышли с прошением к епископу Симбирскому Феодотию.об открытии в Самаре женской общины. Общину назвали Иверской по желанию елабужской купчихи Екатерины Марихиной, пожертвовавшей в обитель фамильную икону Божией Матери "Иверская" в драгоценной золотой ризе.

Переименование общины в Самарский Иверский женский монастырь произошло в 1860 г. Первая игумения монастыря Маргарита (в миру Мария Янова) прослужила около 25 лет. В обители была открыта сеть мастерских: золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священнослужительских одежд и облачений, переплетная, башмачная и др. На доходы от этих мастерских и на частные пожертвования жил и развивался монастырь. При игумении Маргарите был отстроен и освящен первый храм обители – деревянный, во имя Иверской иконы Божией Матери, был заложен и частично отстроен Сретенский храм. В 1883 г. она скончалась в возрасте 78 лет и была похоронена в Сретенском храме.

С 1874 г. начальницей в монастыре становится игумения Антонина. Благодаря ее стараниям в монастыре был заложен каменный теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери, в 1888 г. храм был освящен и начались службы. В 1879 г. была выстроена двухэтажная больница для обители, в 1889 г. открылась церковноприходская школа и приют для девочек-сирот. В 1877 г. игумения Антонина, будучи отличной золотошвейкой, лично принимала участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе губернатора П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары сражались за независимость Болгарии от турецкого ига, оно стало символом единства славянских народов.

Умерла игумения Антонина в 1892 г. от чахотки. Место на посту настоятельницы заняла монахиня Феофания. 27 июля 1894 года Самару и монастырь посетил Иоанн Кронштадтский. Он совершил водосвятный молебен в обители.

img_20161101_103503.jpgВ 1908 г. монахиню Феофанию отстранили от должности и назначили игумению Серафиму, которая  возглавляла монастырь вплоть до революционных событий 1917 г. К этому времени монастырский комплекс включал в себя четыре храма:

Каменный холодный трехпрестольный в честь Успения Божией Матери (до 1902 г. – Сретенский) имел крестообразную форму, был увенчан куполом с пятью грушеобразными главами.

Каменный теплый храм, в честь Иверской иконы Божией Матери с приделом во имя Архангела Михаила.

Каменный храм при колокольне во имя святителя и Чудотворца Николая – величественная колокольня с надвратной церковью во имя святителя Чудотворца Николая.

Каменный двухэтажный трапезный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

В 1900 г. деревянный храм в честь Иверской иконы Божией Матери был разрушен и на его месте воздвигнут каменный двухэтажный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Храм построили и освятили в 1903 году. В его нижнем этаже размещались пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем - трапезный храм с престолом в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и святителя Феодосия Черниговского.

Предание.      Рассказывают, что в конце XIX века в монастыре жила престарелая мать Сусанна, которая с кружкой для пожертвований  обходила весь город и выпрашивала что-нибудь для монастыря. Над ней порой насмехались, но она ничуть не смущалась, только говорила шутникам: «Спаси тебя, Христос», забирала свое и уходила. Говорят, что на собранные ею деньги была выстроена колокольня, которая стояла в конце теперешней улицы Фрунзе.

К 1917 г. в обители проживало до 400 насельниц в возрасте от 10 до 100 лет. При монастыре имелись два кладбища, на которых были захоронены священнослужители, многие родовые дворяне и известные в Самаре люди (уцелела только могила губернатора П.В. Алабина).

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. К началу 30-х гг. был взорван Успенский собор и разрушены колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище разорено, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Предание. Рассказывают, что последние сёстры монастыря были погружены на старую баржу, которую затем затопили на Волге.

img_8856.jpgВозрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся зданий. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня в честь Царственных Страстотерпцев, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские.

«Жемчужиной Самарской земли» назвал обитель Святейший Патриарх Алексий II, посетивший епархию в октябре 1999 года. С 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.

С Божией помощью Иверская обитель вновь становится украшением города, его молитвенным утверждением и покровом. В монастыре подвизается более 60 сестер. Богослужения совершаются ежедневно. Круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтырь с поминовением живых и умерших. По средам совершается соборный акафист Иверской иконе Божией Матери.

Настоятельница монастыря - игумения Иоанна (Капитанцева).

После трогательного рассказа об истории монастыря наша экскурсия продолжается в храме Иверской иконы Божией Матери.

Престолы:  Иверской иконы Божией Матери,  Михаила Архангела.

Первое, на что обращает наше внимание матушка Нафанаила – это удивительной красоты роспись стен, колонн, сводов, потолка  с ликами Спасителя, Святой Троицы, с изображением явления Иверской  иконы Божией Матери, Успения Богородицы, с фигурами  египетских монахов-отшельников, столпников, воинства Христова, известных святых и мучеников. В самом деле, рассматривать эти росписи можно неустанно. Да и атмосфера в храме такая благостная, хочется просто молча созерцать, прикладываться к святыням …

Монахиня Нафанаила подводит нас к главной монастырской святыне – раке с мощами праведного Александра Чагринского и начинает рассказ об удивительном праведнике, священнике, который много лет прослужил и на нашей балаковской земле.

Житие праведного Александра Чагринского

Протоиерей Александр Юнгеров родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Его отец Стефан Игнатьевич получил священнический сан и был направлен в село Юнгеровку, отсюда их необычная фамилия. Умер он в 1831 году неожиданно, но в обстоятельствах его смерти усматривается милость Божия. Во время свадебного застолья отцу Стефану поднесли угощенье, от которого он занемог насмерть, но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть недель. Отвечал, что был в загробном мире, видел места райского блаженства и адских мучений. Были показаны также уготованные его родным и различным известным ему людям будущие посмертные судьбы, но не велено о том рассказывать, чтобы не внести смуту в народ. Как и было предопределено, отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался, причастился, соборовался, а к концу срока созвал родных, простился с ними и тихо скончался.

1222_chagr.jpgВ сентябре того же года Александр был определен в Саратовское духовное училище, а через пять лет - в Саратовскую духовную семинарию. Александр Юнгеров был рукоположен во священника 20 октября 1842 года. До этого состоялась его женитьба на бедной сироте Елизавете Ивановне.

С июля 1843 года началось сорокалетнее служение о. Александра в Троицкой церкви села Балаково. О. Александр сам благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и того же требовал от притча, всегда сохранял сердечную приветливость ко всем людям.

Трудами мудрого пастыря полураскольничий приход стал постепенно преображаться в православный. При нем в 1861 году была освящена новая каменная церковь, построенная из красного, "певучего" кирпича.

Сохранилось воспоминание о том, как по молитве о. Александра ожил почивший в Бозе усердный и добрый сельский плотник Мартемьян Фаддеич. С "дерзновенною верою" обратился батюшка к усопшему: "Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными". Мертвый ожил, он был причащен, выслушал благодарственные молитвы и, получив напутственное благословение о. Александра, упокоился навечно.

Дом Юнгеровых, стараниями о. Александра и его супруги, Елизаветы Ивановны, славился своим страннолюбием - здесь находили приют многочисленные богомольцы. С почтением относились к о. Александру не только прихожане, но и окрестное духовенство, именно его избрали в своем благочинии духовником.

В 60-летнем возрасте о. Александр получил назначение в Чагринский Покровский женский монастырь, бедный и малоизвестный. В обители батюшка большое внимание уделял образованию учащихся в монастырской школе девиц и соседних крестьян. Постепенно народ стал интересоваться жизнью обители и посещать богослужения; увеличилось число его насельниц. Была построена новая теплая церковь. Многочисленные заботы, связанные с завершением строительства храма и с жизнью обители, потеря в течение одного года многих близких подорвали его здоровье, и в апреле 1893 года он был уволен за штат.

С этого времени началось его более широкое служение, сделавшее о. Александра известным далеко за пределами Чагринской обители и всей Самарской губернии. Господь прославил его на отдаленные места России даром чудотворений. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями, потекли к нему с разных концов православной России, они получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.

1900 год старец встретил на болезненном одре. Сообщение о смерти его сына, иерея Василия (+1900), ухудшило состояние здоровья о. Александра. В декабре слег совсем и уже не вставал. Был несколько раз приобщен, соборован, а в день кончины, 22 декабря, прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный канон. В минуту кончины всем была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня. 

Над могилой о. Александра в Чагринском монастыре была устроена часовня, которую посещали многие паломники, обретая душевное и телесное исцеление. 22 июня 2000 года состоялось обретение мощей старца, и они были перенесены в Самарский Иверский женский монастырь. В 2001 году определением Священного Синода праведный Александр прославлен как местночтимый святой Самарской епархии. Будучи современником святого отца Иоанна Кронштадского, отец Александр Чагринский в своей жизни явил подобный ему образ святости. Живя в миру, имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и чудотворения.

Местное празднование памяти святого совершается дважды в год:

в день его блаженной кончины - 4 января и в день обретения его мощей - 22 июня.

Монахиня Нафанаила поведала нам случаи чудесной помощи по молитвам праведного Александра. Впечатленные от всего услышанного, мы по очереди преклонили колени перед святыней, благоговейно приложились к мощам и, отойдя немного в сторону, попросили о душевной крепости и о своем сокровенном. Мы душевно поблагодарили нашего экскурсовода  за внимание к нам, за рассказанные интересные факты из жизни монастыря. Так не хотелось уходить отсюда… Мы еще немного задержались в храме, приложились к святыням, посетили церковную лавку,  подали требы.  Что же, надо ехать домой.

Свято-Никольский женский монастырь

img_20161101_152923.jpgНа нашем пути  - г.Пугачев. Мы решили, что не стоит упускать возможность посетить и Свято-Никольский женский монастырь. Сюда 29 октября из Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря был доставлен ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в сопровождении Епископа Тихона Егорьевского (Шевкунова).

Краткая история

Монастырь был основан В 1764 году сначала как старообрядческий мужской скит. Он располагался в живописном месте, в излучине реки Иргиз. В 1837 г. скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь, а в 1843 года монастырь был преобразован в женский и передан в управление инокине Ефросинии (Ерёминой).

В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская деревянная с 14-ю главами и колокольней  и Покровская деревянная одноглавая.  Святынями монастыря считались пять Евангелий, напечатанных во время царствования Михаила Феодоровича.

Для размещения сестер и настоятельницы в монастыре имелось 11 зданий: 2 деревянных двухэтажных корпуса и 9 одноэтажных корпусов. В монастыре имелась больница на 5 человек, которая помещалась на первом этаже одного из двухэтажных корпусов.  В 1891 году в монастыре было открыто училище, в котором обучались и дети из окрестных сел. В 1893 году в нем обучались 12 девочек, находившихся на полном содержании от обители.

Последней настоятельницей монастыря перед его закрытием в годы советской власти была игумения  Августа (Афанасьева). При монастыре служили два священника и диакон.

После октябрьского переворота, в 1918 году, монастырь был закрыт. Все трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы, одни задействованы для борьбы с эпидемиями, другие трудилась на молочной ферме.

В 1929 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы был разобран. В 1930 году на территории обители и во всех ее уцелевших помещениях расположилась колхозная бригада. При колхозе, в одном из бывших монастырских зданий, был основан опорный пункт, названный «Международная Объединённая Помощь Революции». По аббревиатуре этих слов колхозное поселение на территории монастыря получило название Мопр.

img_20161101_154359.jpgВ 1997 году началось восстановление Свято-Никольского храма. Приход во имя Святителя Николая Чудотворца был зарегистрирован в 1998 г. Сестры-насельницы принялись за восстановление храма и зданий монастыря. 28 декабря 2000 г. по благословению Патриарха и Синода при храме во имя Святителя Николая Чудотворца был учреждён Свято-Никольский женский монастырь.

Главный храм монастыря во имя святителя Николая, Архиепископа Мирликийского  был освящён 20 сентября 2008 г. А 22 ноября 2014 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение храма-часовни в честь Покрова Божией Матери.

Вот так неожиданно нам представилась возможность посетить Свято-Никольский женский монастырь и приложиться к ее святыне – мощам Николая Чудотворца.

Слава Богу за все! 

Хочется как можно дольше сохранить эту благодать, которую мы получили во время посещения монастырей, от того, что смогли увидеть воочию и приложиться к  церковным святыням!

Мы выражаем огромную благодарность нашему настоятелю, отцу Николаю, за поездку, за подаренную нам душевную радость! 

Н.Молчанова, участница поездки

Фото автора

1 ноября 2016 г.


Число прочтений: 557