Меню

Газета "Свет Рождества"

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

                       ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ – АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ

img_5179.jpgНаверное, каждый из нас знает, сколько вопросов и волнений связано с детской исповедью и у родителей, и у впервые исповедующегося ребенка. О том, какие дети приходят в храм, как подготовить их к исповеди и какова роль родителей в этой подготовке, рассказывает священник Николай Бильчук, настоятель храма в честь Рождества Христова  г. Балаково. 

 - Отец Николай,  с семи лет ребенок обязан исповедовать свои грехи. Но ведь прежде чем это делать, ему нужно объяснить, что такое покаяние. Кто и как должен это делать?

- Семь лет – это переломный для ребенка возраст. Он идет в школу, становится более ответственным, начинает выполнять домашние задания, должен вести себя соответствующим  образом на уроках. Ребенок взрослеет и начинает понимать многое, чего раньше не понимал, различать, что такое «хорошо», что такое «плохо», анализировать свои поступки. Теперь ребенок, приходя в храм, должен не только причащаться, но перед этим и исповедоваться (покаяться) в своих грехах. Но задумываться над этим родителям надо заблаговременно, с трех-четырех лет учить его относиться к себе  критически – разбирать его поступки, учить, чтобы он просил прощения, например, у своих старших братиков или сестричек, у родителей, бабушки и дедушки, у сверстников, если он себя плохо повел или пожадничал, или обидел кого-то. Объяснять на своих примерах - если мы с кем-то поругались, мы стараемся с ними помириться, извиниться, поскольку этими грехами мы от Бога удаляемся.  Ведь грех – это и есть наши плохие поступки. Это поможет ребенку на исповеди просить у Бога прощения…

Но опять же, семь лет – это условный возраст. У меня был случай, когда  бабушка привела девчушку, ей было всего пять лет, но она сама попросилась на исповедь. С тех пор она приходила регулярно и исповедовалась осознанно, почти по-взрослому. Более того, у нее и взрослым можно было бы поучиться…

Бывает, что ребенок в семь лет еще не готов к исповеди. Просто приводят родители: «нам на прошлой неделе исполнилось семь лет, и мы пришли на исповедь…» Вот так, формально, без какой-то должной подготовки. А ведь очень важно, чтобы родители сами были воцерковленными людьми, вели духовную жизнь, исповедовались и причащались. Часто бывает жаль детей, которых насильно заставляют пойти на исповедь, а сами отговариваются – мы, мол, росли в  период безбожья, в храм не ходили, сейчас уже поздно, жизнь состоялась,  уж как есть, так и есть. А вот детишки пусть ходят в воскресную школу, приучаются верить в Бога… При таком отношении дети всегда чувствуют фальшь. Это не оправдание, а прикрытие своего желания жить не по Божиим заповедям, а по каким-то своим греховным наклонностям, люди ничего не пытаются в своей жизни поменять, а ребенка хотят наставить «на путь истинный». Ребенок не будет их  слушаться, потому что он воспринимает все на чувствах, на эмоциях, он может, видя эту фальшь, уйти из церкви вопреки родительской воле и не вернуться. А вернется ли в более взрослом возрасте, мы не знаем -  это тайна личности человека, дело Божиего промысла. Еще  преподобный Антоний Великий говорил:  «Величайшее из безобразий есть безобразие заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь; ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел».  

К первой исповеди надо ребенка готовить: постараться одеть его красиво, торжественно, сделать для него  небольшой праздник, чтобы он испытывал некую гордость за себя, что он взрослый и отвечает за свои поступки, самостоятельно исповедуется... Первая исповедь может задать определенный  вектор – как будет дальше складываться его церковная жизнь, станет ли это формальностью или действительно ребенок будет исповедоваться искренне. Нельзя ни в коем случае подкупать его: ты сходишь, а мы тебе потом конфеты дадим, - но следует как-то отметить, наградить его, чтобы  он прочувствовал торжественность события. Это поможет ему и в дальнейшем желать участия в церковной жизни.

- Возраст подошел, но ребенка не готовили к исповеди. Батюшка, мол, сам подскажет, как быть, поругает, если надо…

- Здесь опять же нужно смотреть на ребенка.  Если он не готов к исповеди, то начнет формально исповедоваться. Бывает часто, что родители сами пишут за него на листочках или надиктовывают ему список грехов, и он начинает заниматься тем, к чему еще не готов. Потом эта формальность  входит в привычку, и когда он созревает для настоящей исповеди, у него уже заложено такое вот механическое отношение. То есть родители заменяют Таинство Исповеди неким процессом воспитания – чтобы батюшка пожурил, относятся не как к Таинству, а потребительски. Но процесс воспитания личности Богом - глубинный процесс, в который никто не имеет права вмешиваться. И родители, и священники, в том числе, должны чувствовать некие границы, - где они могут вмешаться, а где должны оставить как Таинство между Богом и человеком. И если  родители привели ребенка только потому, что ему исполнилось семь лет, но совершенно его не готовили,  я иногда советую, чтобы они более серьезно к этому отнеслись и, может быть, немного подождали и причащали пока  ребенка без исповеди.

- Батюшка, а если ребенок отказывается идти на исповедь, надо ли заставлять его делать это?

- Нужно выяснить причину, почему он не хочет исповедоваться – или ему просто лень идти на исповедь, или он стесняется говорить о своих поступках.  Здесь могут быть и родители виноваты, что как-то неправильно поступили, подготавливая его к исповеди, а могут быть и психологические  проблемы. Надо разобраться. Если это лень или что-то хуже, безусловно, надо ребенка  заставлять.  И хотя некоторые говорят, что вера – это свободный выбор,  но в определенной  степени понуждать ребенка допустимо.

- Должен ли знать священник, что у ребенка эта исповедь первая?

- Священника, безусловно, нужно об этом предупредить, чтобы уделил ему больше внимания, чтобы ребенку эта исповедь запомнилась не только как какой-то важный момент, но и с положительной стороны.

- Пожалуй, для ребенка непослушание родителям будет самым главным из грехов. Остальные могут  отойти на второй план, и им просто не будет придаваться нужное значение.  Если ребенок затрудняется определить, что еще следует назвать,  нужно ли его обвинять в неискренности, заставляя перечислять все грехи, в которых он может быть виновен на наш взгляд?

- Нельзя.  Даже мы с другим сознанием, с устоявшейся психикой порой не осознаем многие грехи. И если люди понимают, что они в свое время совершили какой-то большой проступок, но просто не осознавали, что это грех, то тем более ребенка нельзя обвинять в неискренности. Считать, что  для ребенка самый главный грех – это непослушание родителям, мне кажется неправильным, это в большей степени навязано самими родителями. То есть, повторюсь, – здесь налицо подмена Таинства исповеди воспитательным процессом. Ребенок сам должен определить, в чем он хочет покаяться. И то, что он осознает, - в том и должен каяться. Ни в коем случае ему нельзя навязывать некий перечень грехов. Часто бывает так, что ребенок приходит, и у него в руках записка с почерком взрослого человека с подробными грехами, например: не было благоговения, страха Божия, горд, тщеславен… Понятно, что это написано взрослыми, мамой. Надо, чтобы ребенок сам определял и называл грехи – чашку разбил, плохо себя повел, обманул…  но опять же, ему предварительно следует рассказать о грехах. Если он какой-то грех не осознает, нужно попытаться очень деликатно, аккуратно попытаться ему помочь, но ни в коем случае не записывать этот грех, не ругать – когда он начнет все формально перечислять, это и будет неискренность.

- А следует ли ребенка знакомить с перечнями возможных грехов, давать ему список грехов «взрослых»?

- Дать, конечно, можно, но предварительно посмотреть, чтобы там не было каких-то грехов, которые ребенка еще не касаются, о которых он не подозревает. Это нанесет ему только вред.  Вот как мы не общаемся между собой по разговорнику, по словарям, так и ему не надо каяться по перечню, исповедь должна быть более живая и более конкретная, касающаяся его лично, а не просто перечисление каких-то формулировок.

img_5173.jpg- По праздникам и в воскресные дни в храме  много исповедующихся. Ребенок теряется,  не может сосредоточиться на своей исповеди, забывает, а потом дома расстраивается  – не все сказал батюшке…  Записывать грех на листочек тоже не выход – не все дети смогут сделать это сами, не прибегая к помощи взрослых (которой они, вполне возможно, не хотят, стесняются…). Как быть в таких случаях?

- Если ребенок какой-то грех забыл, и он расстраивается сам, а не его родители, нужно его успокоить, сказать, что ничего страшного не произошло, а что забыл сказать, скажет в следующий раз на исповеди. Самое главное – это его раскаяние перед Богом и осознание того, что он просит у Бога прощения за свои поступки. Если ребенок не умеет писать, не надо за него это делать. Пусть исповедь будет менее полная, что он сможет, то и перечислит. Можно попросить священника,  чтобы тот уделил ребенку больше внимания и помог ему наводящими вопросами.

- Допустим, родители постарались разъяснить ребенку, что такое грех.  Но ведь этого недостаточно. Как воспитать в ребенке навыки борьбы с грехом, умение бороться с соблазном, начиная от  искушения съесть в неположенное время сладость, обманывать, утаивать свои проступки, произносить плохие слова и т.д.?

-  Безусловно, надо начинать с себя. Если  мама учит ребенка, что не надо обманывать, а при этом отвечает по телефону, что папы нет дома, хотя тот лежит на диване, то конечно, для него это будет обман. В первую очередь для ребенка важно не то, что мы говорим, а как мы сами поступаем. Говорят, что ребенок – это зеркало нас самих, и его поведение часто показывает какие-то наши промахи. Ребенок все впитывает, и учить его надо своим примером, а не только словами. Надо читать с детьми жития святых, Священное Писание, чтобы ребенок имел некие положительные духовные примеры. Те же сказки очень нравоучительны. Можно спросить ребенка, на кого бы он хотел походить – на хорошего героя сказки или на плохого, необходимо объяснять, что заповеди – это запреты, но заповедь дана нам Богом из любви, это некое предупреждение: не делай так, потому что для тебя же будет хуже. Ведь когда родители видят у ребенка нож и  стараются отобрать его, а он плачет и не хочет отдавать, не понимая, что это не игрушка – нужно объяснить ему, что в его руках опасный инструмент, которым можно пораниться. Так и Господь нас предупреждает: не делай грех, ты же от него пострадаешь.  Господь дает нам заповеди, и если мы поступаем по ним, это для нас же лучше. А когда делаем плохие поступки, плохо всем – и окружающим нас людям в том числе. Если ребенок раз взял без спроса у мамы из кошелька деньги, и мы не обратили на это внимание, то он постепенно привыкнет так поступать, начнет воровать, станет преступником. Надо спросить ребенка, хочет ли он этого, ведь плохие поступки приведут к плохому концу… Надо учить ребенка бороться с грехом – объяснять, что ему необходимо поступать не как хочется, а как подсказывает совесть. И тут личный пример очень важен.

Дети ощущают духовный мир намного лучше нас, у них еще чистота душевная, они чувствуют помощь Божию, если Богу молятся.  Нужно учить ребенка молиться в каких-то трудных ситуациях. Ведь порой проблемы, которые появляются у них по мере взросления, бывают намного серьезнее наших, хотя и кажутся нам какими-то мелочами. И когда ребенок молится, очень важно чтобы он верил, что Господь будет помогать ему, ощущал эту помощь, и просил ее у Бога для решения своих проблем. Господь сказал в Евангелии:  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Если ему неприятно, что над ним смеются, его обзывают, то и он не должен делать так по отношению к более слабым даже во имя самоутверждения перед старшими, сверстниками.

- Еще одна проблема: как уберечь ребенка от привыкания к Таинству?

- Такое бывает нередко и в священнической семье – когда родители находятся подолгу в храме, то дети вырастают в своеобразных «всезнаек», которые теряют чувство благоговения. Здесь нужно смотреть,  как ведут они себя в храме. Если начинают шуметь, надо сразу для их же пользы говорить, чтобы не мешали, объяснять, что в храме нужно вести себя по-другому. Когда ребенку мало лет, то в силу возраста понятно, что он не может выдержать трехчасовой службы, начинает шуметь и, если не делать ему замечание, постепенно привыкает, что в храме можно так себя вести. А с привыканием теряется благоговение. Раньше родители брали детей в храм по большим праздникам, что всегда было для них событием, а если те плохо себя вели, им не разрешали идти  в храм – это было как некое наказание. Очень важно именно так ребенка воспитывать, чтобы не произошло привыкание и сохранилось благоговение.

- Может ли ребенок сам выбрать священника, у которого он хотел бы исповедаться?

- Лучше всего, когда у семьи есть свой духовник, который знает их проблемы, дает советы мужу, жене, знает какой совет дать ребенку, как поговорить с ним, успокоить. Бывают трудности, когда муж исповедуется у одного священника, жена у другого, и если священник дал жене какой-то совет, который расходится с мнением мужа, может произойти конфликт. Лучше, когда есть семейный духовник. Но если маленький ребенок сам выбирает священника, это не обязательно должен быть духовник родителей. Здесь стоит учесть его мнение  и выбрать духовника вместе с ним.

- Отец Николай, в семь лет ребенок способен делать различие между плохими и хорошими поступками, но говорить, что для него исповедь – это осознанное покаяние, наверное, рано…

- Бывает, когда начинаешь беседовать с ребенком, которому исполнилось семь лет,  он говорит, что не знает такого слова – исповедь. Родителям следует помнить, что готовить ребенка к исповеди должны они, а не препоручать это священнику. Ведь именно родители в большей степени являются духовниками своих детей. Священник за тот короткий период просто не в состоянии стать в полной мере духовником у ребенка, ребенок нуждается в большем попечении, чем взрослый,  для ребенка недостаточно одного разговора с духовником, должно быть постоянное общение. Перекладывая ответственность на священника, родители  снимают ее с себя и теряют  некую связь с ребенком, чувство доверия. Нужно готовить ребенка не каким-то взрослым языком, а объяснить, привести пример из сказки, житий святых, но говорить, что у ребенка в семь лет исповедь не осознанная, если сравнить ее с исповедью взрослого, неправильно. На его уровне развития она будет осознанной. Сравните, как мы читаем, например, Достоевского в школьной программе и будучи взрослыми… Конечно, становясь старше, мы читаем более осознанно, но это не значит, что в школе его читать не надо. Поэтому не следует говорить, что для его уровня эта исповедь не осознанна. Именно от родителей зависит, будет ли в дальнейшем его исповедь осознанной или формальной.

- Перед исповедью нужно подготовиться – прочитать каноны, Последование ко святому Причащению. Но ребенку даже в десять лет  это не всегда по силам. Как поступить в таком случае? 

- Здесь, как и у взрослых, бывают разные духовные потребности. Один человек готовится к причастию по некоему минимуму – три канона, Последование, другие читают Евангелие, жития святых, постятся более трех дней, чаще ходят на богослужения, для них именно это и есть минимум… Если ребенку семь  лет, если родители сами церковные люди, осознанно ходят в храм, то они должны посоветоваться со священником и с его благословения сами  определить степень подготовки ребенка. Пост, например, может быть немного другой - отказаться, в первую очередь, от сладостей, а не обязательно от мясного-молочного. Смотреть, чтобы ребенок, когда готовится к причастию, не шалил, не смотрел мультфильмы, не играл в компьютерные игры, можно почитать с ним Детскую библию, жития святых,  основные молитвы. Безусловно и то, что к пятнадцатилетнему ребенку нельзя относиться, как маленькому. Если ему пятнадцать лет, он уже должен готовиться по-взрослому.

-  И в завершение: что должны помнить родители,  готовя свое чадо к исповеди?

- Самое главное: показать ребенку, что исповедь для верующего человека - это необходимость, приносящая ему только пользу, а не наказание или пытка. Просто донести до ребенка, что Бог нас любит и без Его помощи нам не обойтись.


Число прочтений: 675