Меню

Святые отцы

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Св. Иоанн Кронштадтский. Великий пост (3)


Поучение в в среду первой недели Великого поста

Вот, возлюбленные, мы говеем уже 4-й день и 4-й день ходим к божественным службам. Есть ли польза для нашей души от говения? Такой вопрос нужно каждому из нас задать себе самому, и тем обратить внимание на свое сердце: есть ли в нем святая перемена, перестает ли оно любить и делать грех. Далее – нужно дать себе отчет: имеет ли на меня какое либо действие божественная служба, выхожу ли я из Церкви с благочестивым настроением, или она проходит для меня, как что-то чуждое для меня, так что я стою в Церкви с холодным равнодушием, молюсь только по привычке, полагаю земные поклоны без сердечного сокрушения о грехах. Так, возлюбленные братия, нужно непременно давать себе отчет в святом деле говения: идет ли оно успешно, не напрасно ли пропадает труд. Мы даем же себе отчет в мирских, часто не важных делах; почему же не взглянуть глазом испытания на это святое дело? Вы только вспомните, возлюбленные, к чему вы готовитесь. Вы готовитесь приступить к небесным, пречистым, животворящим и страшным Тайнам тела и крови Христа Бога нашего, вы готовитесь соединиться с Самим пречистым Богом. Ах! как же после этого не обратить всего своего внимания на говение! Итак, возлюбленные, взглянем строгим взглядом на свое говение и позаботимся обратить его всеми силами в пользу души своей. Как же обратить его в пользу? Главное сделаем вот что: возьмем каждый во власть свою сердце свое: на сердце должно быть обращено самое большое внимание: тут все зло человека; или лучше – это то и есть грешный, богопротивный человек, это – работная хижина греха. Сердце-то наше, возлюбленные, совсем отвратилось от Бога, Творца своего, и обратилось совершенно к миру и его прелестям; в нем-то все наши похоти, все наши страсти, все противное Богу. Как видите, нужно сделать в себе важный перелом; от любви к миру, к его удовольствиям, к греху, надобно обратить себя к любви к Богу, Которого прежде и больше всего нам надобно любить; а это не легкое дело, особенно тому, кто сильно любит мир: между тем «любовь мира сего, – по слову апостола, – есть прямая вражда на Бога» (Иак.4:4). Но не убоимся трудности: что трудно и невозможно для нас, то легко и возможно для Бога: «у Бога же вся возможна» (Мф.19:26). И вот, прежде всего в вашем святом деле обращения от мира к Богу поможет вам божественная служба: только стойте и слушайте все со вниманием, да с духом смиренным; и святые мысли и чувства непременно придут к вам; не может быть, чтобы человека смиренного и внимательного, желающего соединиться с Богом, не посетил дух сокрушения и умиления. Но вы многого не понимаете; но понимаете хотя что-либо, а верно, что много и понимаете; и вот это-то, что понимаете, впитывайте в свое сердце, размышляйте об этом; из святых слов Церкви плодите свои святые мысли и чувства – и дело, с Божьею помощью, пойдет успешно. Ведь душа наша не совсем бесплодная земля для добра. Возможно ли это, когда она пила множицею сходивший на нее дождь Божией благодати? Далее, размыслите, что многие из вас, может быть, говеют теперь в последний раз, и, может быть, смерть скоро застигнет нечаянно и им не придется исповедаться и причаститься святых Тайн перед смертью, А и в самом деле: «уже бо и секира при корени древа лежит», а дерево – это мы; «всяко убо древо, еже не творит плода добра», т. е. люди, не творящие добрых дел, «посекаемо бывает, и во огонь вметаемо» (Мф.3:10). С каким же вниманием к себе нужно каждому совершать свое говение, чтобы непременно очиститься от грехов своих, может быть, в последней раз. Далее, представляйте чаще, что после говения и исповеди вы приступите к пречистым Тайнам. Но, если вы приступите с неисправленным сердцем, не достойно, то вы причаститесь в суд и в осуждение себе и «повинны будете телу и крови Господней» (1Кор.11:27), и после причастия нисколько не будете лучше, а напротив сделаетесь еще хуже. Вот какими и подобными размышлениями подкрепляйте себя в своем подвиге говения и молитесь в Церкви как можно искреннее, от всего сердца; как можно искреннее говорите чаще, внимающему вам Господу: «Боже, милостив буди мне грешнику!» Боже, очисти мя грешного! Без числа согрешили, Господи прости! Припомните, что одни эти слова: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк.18:13), мытаря оправдали. А почему? Потому что они сказаны были без всякого притворства, от глубины сердца, от совершенного признания своей виновности перед Богом и решимости непременно исправиться. А все мы, возлюбленные, так грешны, что нечего отвечать нам Богу в извинение, не достойны мы глаз возвести на небо. Как же и нам не говорить от всей души: Боже, милостив буди нам грешным! Боже, очисти нас грешных! Без числа согрешили, Господи, прости! Аминь.

Беседа о покаянии

«Аще кто согрешит, Ходатая

имамы ко Отцу, Иисуса Христа

Праведника: и той очищение

есть о гресех наших» (1Ин.2:1–2)

Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, богоугодная и душеспасительная. Именно, от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.

И так, прежде всего, требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто, мы духовники и не видим у своих духовных детей.

Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием и, если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины: нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так – чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные! не будем дело крайнего милосердия Божия к нам грешным обращать в повод к гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов: если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих: и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого, и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.

Вы не видите своих грехов? молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; не даром вы часто за священником говорили в Церкви: «Господи! даруй ми зрети моя прегрешения! (Мол. Св. Ефрема Сирина) Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после на исповеди с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милость, а наказание Божие! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности, и скажем Господу от всей души: вот я, Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую; должно быть потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – в грехах, как больной оспою – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности, и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О! эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И назло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и перед таинством святого Причащения.

Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали мы Богу больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для неба, не для Бога и спасения души своей, а – для земли и всего приятного на земле, словом – живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую Кровь, за нас пролитую на Кресте, Его славное воскресение! Разве не для нас, т. е. , чтобы нас возвести на небо, удаленных грехом от неба было Его сошествие на землю, Его божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например, о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для жизни будущего века, то разве не грех – не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает оттого, что мы хотим жить только на земле хорошо и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь? Сколько бывает оттого злобы, ненависти, сребролюбия, зависти, скупости, обмана? Отсюда все пороки: все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, т. е. покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей, или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет – на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, не любви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это я думаю всякий, хотя бы по временам сознает за собою. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтены разумом от Бога Творца, свободною волею, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь всех вас привел от небытия в бытие и с того времени все вам дарствовал: подарил вам душу с ее способностями, тело с его мудрым и прекрасным устройством, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей, и кров – в жилище ваше; питает вас бесценною, животворящею пищею тела и крови Своей; услаждает и упокоевает Ею; веселит вас слушанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь – как мать жизнь младенца, царство Свое будущее дарует нам, и мало ли чего не делает из любви Своей к нам грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одною неблагодарностью. И так со слезами покаемся в своей неблагодарности перед Богом, в своей нелюбви к Нему, и также со слезами испросим у Него дара любви. О! «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102:2).

От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь: и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите в себе: после исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя; не буду лгать Богу; не буду оскорблять больше таинства покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи! Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: «пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, в лужу свою» (2Пет.2:22)

Наконец еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос невидимо стоит и принимает его исповедание; что один только Христос может оставлять грехи, так как Он Своими страданиями, честною Своею кровью и Своею смертью исходатайствовал Себе право у Отца небесного прощать нам все наши беззакония, не оскорбляя божественного правосудия, и что Он, по милосердию Своему, всегда готов нам простить всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них; только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце. «Вера твоя спасе тя: иди в мире» (Мк.5:34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.

Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

Беседа о причащении Святых Таин

Тело Христово приимите, Источника

безсмертнаго вкусите (Причастен)

Пред вами, христоименитое стадо, в этой чаше божественное тело и божественная кровь Господа нашего Иисуса Христа, и вы приготовились говением и исповедью к принятию сих святых, бессмертных и животворящих Тайн. Чтобы достойно принять оные, требуется от каждого из вас: Во-первых, детская простосердечная вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое пречистое тело и самую пречистую кровь Спасителя, что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть и кровь с Ним, один дух, как сказано:«уди есмы Тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30)«ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56); и «прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем» (1Кор.6:17); ибо в этой частице тела и крови Христа Бога, которую вы принимаете, обретается весь Иисус Христос, как душа в теле. Требуется от вас во 2-х, совершенное, непоколебимое упование на милосердие Спасителя, что Он, как божественным огнем попалит и очистит кровью Своею все грехи ваши; поэтому всякий из вас, сознавая свое недостоинство принять божественные Тайны предай себя совершенно милосердию Господа, чтобы Он Сам Своею благодатью сделал вас достойными принятия Своих святых Тайн; каждый будь благонадежен; никто не колеблись, не малодушествуй, не унывай, представляя свое окаянство, непотребство; от чаши подается всем милость Владыки и великое прощение, и очищение грехов. Только веруйте и уповайте. Требуется в 3-х, великая, горячая, ангельская любовь причастников к Спасителю; на любовь Господа всякий из вас должен отвечать любовью: ибо, скажите, какая любовь Божия к нам грешным открылась в том, что Сам Бог, воплотившись для нас, пострадав, умерши и воскресши, дал нам в пищу и питье Свое божественное тело и кровь, а через то соединился с нами самым тесным союзом, срастворился или смесился с нами, сделавши нас общниками Своего божественного естества! Какая мать, какой отец любили так, когда-либо своих детей, как возлюбил нас Господь? И для чего Господь соединяется с нами в святых Тайнах? Для того, чтобы очистить нас от скверны грехов, от скверны, которой нет отвратительнее и убийственнее, чтобы сообщить нам святость Свою, жизнь Свою божественную, мир, отраду, радость, легкость, сладость, свободу, которых нет ничего дороже, желаннее на свете; чтобы нас очищенных от грехов, измененных, обновленных взять к Себе на небеса, на вечную жизнь, на вечное блаженство: ибо с грехами, со страстями никто не может быть в раю: «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, – говорит Господь, – и Аз воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).

Итак, имеющие причаститься божественных Тайн, воспламените сердца ваши любовью к Спасителю. Душе Святый, Утешителю, Сокровище благих, пролей любовь Твою в сердца наши!

Требуется от вас в 4-х изменение сердечное. Доселе многие из вас любили грех, все же волею и неволею предавались греху; теперь постарайтесь всемерно возненавидеть его: ибо грех – порождение диавола, противление Богу; постарайтесь все измениться в самой глубине души. Вы имеете вкусить тело и кровь божественного Агнца, кроткого и незлобивого Господа Иисуса Христа: будьте же и сами агнцами кроткими, незлобивыми, терпеливыми, покорными воле Божьей, Церкви, воле родителей, начальников, старших. Вы примете тело и кровь Спасителя, а Он – весь любовь, и Ему противна вражда и злоба: постараемся же и мы жить во взаимной любви; обиды прощайте, зла за зло не воздавайте, или досаждением за досаждение. Приступаете к Господу, Царю небесному, к небеси всех нас ведущему; постарайтесь помышлять о горнем; старайтесь приобрести небесные нравы; оставьте пристрастие к земным вещам, которые тленны и порабощают и тлят души; возлюбите горнее отечество, горний град Иерусалим, где Божия Матерь и святые, и куда все мы должны стремиться; все оставьте нечистоты и страсти греховные; всякий покажи изменение к лучшему, всякий покажи исправление; всякий принеси какой-либо благой плод добрых дел Владыке; всякий сотвори плоды достойные покаяния. Господи! Сам Ты нас измени, Сам обнови!

Наконец, для сохранения нами этого небесного дара – пречистых тела и крови Христовых требуется от нас в 5-х внимание к себе, к своим помыслам, к своему сердцу, ко всем его чувствам и склонностям, обуздание греховных его пожеланий и стремлений, также воздержание в пище и питье; воздержание от празднословия, сквернословия, божбы и всякой лжи; словом: всякий береги себя от всего, что противно Христу, Спасу душ наших; помните, что через причащение Господь обожает вас, делая вас божественными; божественно и жить старайтесь во всякой святости, правде и истине. Вы чада Божии и Христовы: какое же житие подобает чадам Божиим?

Всех вас да сподобит Господь достойно и благоплодно принять божественный Тайны. «Кто ест и пьет» божественное Тело и божественную Кровь «не достойно, тот ест и пьет себе осуждение» (1Кор.11:29) говорит св. апостол Павел. Итак, верою и любовью приступим, да причастники жизни вечной будем. Аминь.

Беседа в первую неделю Великого поста, в неделю Православия

«Отсель узрите небо отверсто» (Ин.1:51)

Себя и многих из вас, возлюбленные братья и сестры, поздравляю с неизреченною милостью Божией, с обновлением духовным, полученным через подвиг говения, молитвы, поста и покаяния, и особенно через причащение пречистых и животворящих Тайн тела и крови Господней. И в это короткое время мы могли познать на себе пользу поста и молитвы, не говоря уже о пользе говения, исповеди и причащения; если, разумеется, мы искренно воспользовались этим временем к своему спасению и искренно исполнили условие поста и говения; если воздержались от излишества в пище и питии, искренно молились, смирялись перед Богом и ближними, милосердствовали, познали множество своих неправд и беззаконий и крепко пожалели о них, приняв твердое намерение не делать их более, и, наконец, искренно сознались в них и получили разрешение и отпущение их, и сподобились вкусить животворящего Брашна. Но все ли мы получили действительную пользу от прошедшей недели? Ближе ли стали сердца наши к Богу, к Пречистой Матери Живота, к Церкви, к Святому Ангелу Хранителю и к Святым Божиим; искренне ли мы возлюбили правду и добродетель, и возненавидели ли всякую неправду и беззаконие; искреннее ли любим Бога и ближних; чувствуем ли большее духовное сродство друг с другом, как члены единого тела Христова, как уды Христовы, ибо «един хлеб» таинства, «едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся» (1Кор.10:17)? Чувствуем ли сердцем, что потоки беззакония не приливают с такою наглостью и насилием к нашей душе, как было до говения и причащения, и значительно ли иссякли в нас, и мы стали ли чище, свободнее, покойнее, бесстрастнее, добрее, мягкосердечнее, склоннее ли ко всему доброму и полезному? Меньше ли стала в нас алчность к плотским удовольствиям и к корысти? Стали ли кроче, терпеливее, снисходительнее к ближним? Чаще ли стали взирать на небо, на истинное и вечное отечество, и с меньшим ли пристрастием обращаем взор на все земное, как временное, минутное, преходящее? Ибо посмотрите, сколько людей из среды нашей восхищено смертью в короткое время, и смерть постоянно уносит свои жертвы. Если так, если мы стали лучшими и благоразумнейшими, то снова поздравляю себя и вас с великою милостью Божией, и вместе молю, да утвердит Господь это доброе расположение и настроение сердца во мне и в вас; но да не обольстит никого из нас лукавый помысел, что мы теперь, слава Богу, сбросили с себя бремя грехов и можем опять жить, как жили, и грешить, как грешили, ибо кто без греха сказали бы мы! Правда, братья и сестры, что никто не без греха, но жить, как жили и грешить так же, как и прежде, после обновления через покаяние и причащение не должно, не следует, не прилично христианину. Святая Церковь через духовника дает такое вразумление всякому покаявшемуся: «от сих всех грехов отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому, и да положиши начало благое, с помощью Божиею, паче же не поглумися на тожде обращаяся, да не твориши человеком смеха, сия бо христианам не суть прилична: но честно, и право, и благоговейно пожити да поможет тебе Бог Своею благодатию» (Чин исповеди). Вот что Церковь внушает раскаявшемуся. Да и разум здравый тоже внушает нам; ибо кто же омывшись, захочет опять умышленно мараться? Только «свинья, омывшись, опять идет валяться в грязи; только псу свойственно возвращаться на свою блевотину» (2Пет.2:22)«Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет»(Ин.5:14), говорит Господь исцеленному расслабленному. И с нами также может случиться нечто очень худое, если мы вознерадим о добродетели после покаяния; тогда благодать Божия оставит нас за невнимание и нерадение о себе. Покаяние и причащение отверзает нам небо и небесное царствие, ибо, говорит Господь, «ядыйМою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный – и во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:54, 56).

Как же не дорожить полученным даром – жизнью вечной и пребыванием в нас Христа, и нашим в Нем пребыванием! нам отворено небо через покаяние и причащение по писанию: «отсель узрите небо отверсто» (Ин.1:51) какая чудная милость! Грехами нашими оно было заключено, как крепчайшими затворами и замками, а покаянием открыто – воспользуемся же этою милостью Божьею, пока оно опять не затворилось для нас: ибо, Бог знает, откроется ли оно опять для нас, когда мы снова затворим его произвольными грехами. Для многих оно заключилось навсегда. Неразумные девы стучали в затворенные двери, говоря:«Господи! Господи! отверзи нам», а им было сказано: «аминь глаголю вам: не вем вас»; а всем нам сказано: «бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет» (Мф.25:11–13). Аминь.

Слово в неделю Православия

«Се воистинну израильтянин,

в немже льсти несть» (Ин.1:47)

Господь наш Иисус Христос сказанные сейчас слова изрек об одном израильтянине, жителе города Каны Галилейской, Нафанаиле, когда сей, по совету знакомца своего Филиппа, шел навстречу Иисусу Христу, чтобы удостовериться, Он ли именно обещанный Израилю Мессия. Филипп сказал Нафанаилу: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорить ему: пойди, и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорить о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты быль под смоковницею, Я видел тебя» (Ин.1:45–48), т. е. знал все твои помышления, твою веру, твои чаяния Мессии, твое будущее служение. Сердцеведец Господь, как видно, коснулся самой живой струны сердца Нафанаила, самой задушевной его мысли, задушевного желания, чаяния, показав ему воочию Свое божественное всеведение; и вот Нафанаил уловлен в веру Христову. Он восклицает: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:49), и потом делается Его учеником, под именем Варфоломея, значить – одним из двенадцати.

Но почему в это воскресенье, называемое неделей Православия, положено Церковью читать это Евангелие, в котором повествуется о беседе Господа с Нафанаилом? Потому что в словах Господа Нафанаилу показан характер истинного или православного христианина и характер вообще истинной православной Церкви Христовой. Вот, подлинно израильтянин, – сказал Господь о Нафанаиле, в котором нет лукавства, т. е. вот человек, который право и прямо, твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует – так как Нафанаил прямо, сразу уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божия, и уже никогда не колебался в вере и уповании, не изменял своих мыслей касательно божественного Лица Его. Не таков ли должен быть и истинный христианин; не таково ли должно быть все богоучрежденное общество христиан православных; не такова ли должна быть, как и есть православная Церковь? Какая высокая похвала Нафанаилу от Испытующего сердца и утробы в словах: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства! Какая высокая похвала тому христианину, о котором Господь изрек: вот истинный христианин, в котором нет лукавства, и той Церкви, о которой Господь изрекает: вот Церковь, в которой нет лукавства, или суетных измышлений человеческих, т. е. которая вся – истинна во всем ее учении, таинствах, богослужении, управлении, во всем ее устройстве. А таковы именно – все наши святые угодники; такова вся православная Церковь от начала ее и доныне, как свидетельствует беспристрастная история Церкви и Сам Бог различными знамениями и чудесами, содеваемыми в Церкви. Она есть, по Апостолу, «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15); есть«славная церковь, не имущая скверны или порока, или нечто от таковых» (Еф.5:27). И какими подвигами кровавыми, какою борьбою с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости и православия веры и Церкви приобретено нам с вами, братия мои, православие нашей веры, руководительницы нашей к вечному животу! Как за сохранение и целость отечества нашего и в нем нашей веры православной пролиты реки крови нашими предками – русскими воинами и вождями, воевавшими и с язычниками, и с магометанами, и с христианами, чуждыми Церкви православной, так за сохранение православной веры пролиты реки крови апостольской, пророческой, мученической; много перенесено страданий преподобными отцами и другими поборниками веры.

Но что же мы, чада Церкви православной? Храним ли мы это драгоценнейшее наследие – веру православную, следуем ли ее учению, заповедям, правилам, уставам, советам? Любим ли службу приносить Богу, «плод устен исповедающихся имени Его» (Евр.13:15)? Обновляемся ли ею; освящаемся ли на всякий день, исправляем ли себя, достигаем ли совершенства, которого достигали святые? Совершенствуемся ли в любви к Богу и ближним; дорожим ли своею верою; считаем ли за величайшую милость Божию, за величайшее и первейшее благо жизни то, что мы имеем счастье принадлежать к Церкви православной, которая есть единая, святая, соборная и апостольская? Что мы ответим на эти вопросы, если хотим отвечать по совести? К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих, многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной, а нет даже и на языке, и она у них совсем испарилась, или же обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим от многих, что во всякой вере можно угождать Богу, т. е. будто бы всякая вера угодна Богу, и как будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вот до чего дошло у многих незнание своей веры, незнание духа и истории своей Церкви, отчуждение от ее жизни и богослужения, до чего затмилось понятие о православии, о неправославии и иноверии! Хроника современных происшествий рассказывает случай, что где-то в России один начальник на испытании учеников назвал нелепою историю о приношении Исаака в жертву. Это тьма, хаос, гибельное невежество! Христианин, как член Церкви, должен знать свою веру и стараться жить по вере, спасаться своею верою, потому что враги спасения нашего не дремлют и ищут нашей погибели на всякий час, – и не бросать свою веру, как какую специальность некоторых только людей, или как ненужную игрушку, свойственную только детскому возрасту, или как достояние якобы только необразованной черни. Мечтающим таким образом не мешало бы помнить почтенную древность нашей веры, современной началу человеческого рода и ее непосредственное происхождение от Бога, и то, что в этой вере жили и спаслись люди всякого рода, звания, состояния, пола: и цари славные и мудрые философы, и законодатели и величайшие витии, знатные и простые, богатые и бедные, мужской пол и женский, краса и слава человечества. Следует и то сказать к славе веры православной, что ни одна религия, кроме веры православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости и совершенному угождению Богу, что показывает и история Церкви и нетленные, чудотворные останки св. угодников Божиих и дивные подвиги святых православной Церкви, коими они совершенно угодили Богу, быв еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Так и быть должно по здравому смыслу: к совершенству может привести только совершенная вера со всеми божественными силами, со всем духовным всеоружием Божиим против страстной плоти, мира и диавола. Если же ныне многие и христиане православные живут хуже магометан и язычников, так что глава магометан в России публично, во всеуслышание всех недавно в Петербурге провозгласил похвалу своим единоверцам за то, что между ними нет таких нечестивых, как между христианами, посягающих на жизнь царей, то такая подлинно нечестивая жизнь христиан не должна ни мало, конечно, ставиться в упрек вере православной, которая непоколебима в своих началах истины и святости, по обетованию Самого Спасителя и по свидетельству истории. Такие люди, хотя вышли от нас, но они не были наши по существу, а только по имени.

Да, братия мои, только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое, растлившее обновляет, особенно посредством таинств крещения, покаяния и причащения; омраченное просвещает; уязвленное грехами врачует; оледеневшее согревает; смердящее страстями делает благоухающим посредством благодати Духа Святого; омертвевшее оживотворяет; отринувшееся от Бога воссоединяет, отчужденное от Него присвояет Ему; расслабевшее укрепляет; обезображенное возображает и украшает; падшее восстановляет; работное делает свободным; враждебное исполняет любовью, как Павла апостола и многих других; богохульное исполняет непрестанным славословием Богу; отчаянное исполняет надеждой; унылое утешает; повинное избавляет от осуждения и наказания в геенне; смятенное умиротворяет; изнемогшее укрепляет; утесненное распространяет; неправедное обогащает правдою; лукавое делает простым; злое – благим; развращенное исправляет; алчное творит воздержным; блудное целомудренным; скупое щедрым; безумное умудряет; оземленевшее творит небесным; грубое утончает; плотяное одуховляет; вещелюбивое делает боголюбивым; самолюбивое – самоотверженным и вселюбящим; бесоподобное – богоподобным и – о чудо! – божественным! Вот какие чудеса творит в человеке вера православная! Хотите убедиться в этом? Читайте истории жизни святых, историю Церкви: и вы воочию увидите все эти чудеса в жизни святых. Вы увидите волков обратившимися в агнцев, блудников и блудниц в праведников и в равноангельных; сребролюбцев – в милостивых, сластолюбцев в воздержников, людей власти и земного величия и роскоши увидите в смиренном одеянии инока. Вот подлинно были истинные христиане; вот ангелыво плоти; на земле – небесные граждане, и вместе верные слуги отечества земного, как и воспоминаемые сегодня 40 мучеников Севастийских! Вот что может делать наша вера православная с теми людьми, которые искренно ее содержат и следуют ее руководству! От чего же она в нас не производит такой спасительной перемены? От нашего маловерия или безверия, от легкомыслия, от испорченности и нераскаянности сердца; от усилившихся в нас и овладевших нами страстей, от удаления от Церкви, оттого, что многие нимало не проникаются духом и жизнью Церкви, а многие – только слабо и более формально, неискренно держатся ее. От того же родились у нас и все современные общественные пороки: убийства, самоубийства, цареубийства, поджоги, похищение общественного имущества, непомерная роскошь, разврат, мотовство, погоня за всякими чувственными удовольствиями.

Чтоб нам быть настоящими православными христианами, нам, прежде всего, надобно иметь живое, постоянное общение с православною Церковью, или участие в ее молитвах, учении, таинствах; прилежно изучать свою веру и проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями, уставами, главное же – восстановить в себе истинным и глубоким покаянием образ истинного православного христианина по образу древних и новых святых или лучше – по образу Самого Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: «образ дах вам, да яко же Аз сотворих, и вы творите» (Ин.13:15), да речет и о нас Господь, как некогда о Нафанаиле: «се воистинну новый израильтянин в немже льсти несть» (Ин.1:47). Аминь.

Слово во вторую неделю Великого поста

«Чадо, отпущаются тебе греси твои» (Мк.2:5)

Расслабленный был принесен к Иисусу Христу очевидно для исцеления от державшей его болезни расслабления. А Иисус Христос врачует сперва душу его от грехов, и потом уже тело от болезни. «Чадо, – говорит Он расслабленному, –оптущаются тебе греси твои», а после отпущения грехов сказал ему: «востани, и возми одр твой, и иди в дом твой» (Мк.2:5, 11). Что значит такой способ врачевания? Значит то, что постигающие нас болезни суть следствия грехов наших и, что невозможно совершенно избавиться от болезней, не очистившись прежде от грехов, как нельзя уничтожить следствия, не уничтоживши причины. Так как и теперь часто бывает между нами много больных, которые ищут средств от болезни: то для общего назидания и пользы, побеседуем ныне о тесной связи наших грехов с болезнями телесными.

На самом ли деле между грехами и телесными болезнями и страданиями находится такая тесная связь, что болезни тела, более или менее сильные и продолжительные, суть следствия грехов? Подлинно, между болезнями и грехами существует такая связь: грех гибельный для души, вместе с тем разрушителен и для тела. Святой апостол говорит о грехе: «оброцы бо греха, – смерть» (Рим.6:23), т. е. , грех, как жестокий тиран, собирает дань с людей, работающих ему, а ему все работают. Эта дань есть смерть. Итак, смерть есть необходимая дань наша греху, а смерти предшествуют почти всегда болезни, более или менее продолжительные. Отсюда явно, что между грехом и болезнями существует самая тесная связь. Когда не будет греха: тогда не будет болезней и смерти. Потому-то в будущем веке нет болезней. «Смерти не будет ктому, ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр.21:4), свидетельствует тайновидец Иоанн, в божественном откровении. Часто за грехи человеческие Сам Бог непосредственно посылает болезни, например, «предает сатане на измождение плоти» (1Кор.5:5), как это было с упоминаемым в послании апостола Павла к Коринфянам кровосмесником, или лишает употребления известных чувств и членов, или подвергает другим различным болезням. В этом случае болезни суть дело благости Господа, Который «не хочет вечной смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему»(Иез.33:11). Люди крайне прельщаются временною сладостью греха и погибают, но Бог по благости Своей не хочет вечной нашей погибели, а хочет сделать всех участниками блаженства. Но как это сделать, когда человек не хочет и внимания обращать на будущее блаженство или вечные мучения, и когда он всем существом своим предан развлечениям и удовольствиям земным? Он чувствует в себе полноту сил и думает, что надобно жить здесь как хочется, пока живется. Как заставить его подумать о Боге, о жизни вечной, для которой он создан, как заставить его прибегнуть к вере и добродетели так, чтобы они обратились в жизнь его сердца? Болезни и страдания в этом случае – самое лучшее средство. Стоит только посмотреть на больного или подверженного какому-нибудь другому несчастью, чтобы убедиться, как благотворны иногда здесь для нас болезни и несчастья. Человек одумывается при этом посещении Божием, входит в самого себя, видит, что он ничтожен и скоропреходящ, «как трава, как цветок полевой» (Ис.40:6) , что все земное – прах и суета, что только Бог и добродетель вечны, что человеку необходимо в этой жизни служить Богу духом и истиною, и запасаться добрыми делами для жизни вечной.

Братия! мы все бываем больны или несчастны чем-нибудь, и все желаем, по естественному закону самосохранения, быть здоровыми и благополучными. Будем помнить, что болезни наши, будучи часто плодом наших беззаконий, собственной нашей неосторожности или невоздержной жизни по своему началу, весьма часто бывают наказанием Божиим по своей силе и продолжительности за наши грехи. Если мы хотим быть свободны от болезней, нам надобно прежде уничтожить внутреннюю причину их – грехи: тогда внешнее несчастье пройдет само собою. Будем помнить, что болезни и смерти не было бы в роде человеческом, если бы через первого человека не вошел в мир грех. Пусть другие представляют, какие хотят причины болезней; но если они глубже вникнут в существо дела, то в объяснении своем придут к той же главнейшей причине их, именно – что телесная природа человека когда-то сильно повреждена и теперь повреждается какою-то внутреннею, враждебною силою, и потому то она так чувствительна к малейшим стихийным переменам, потому-то она стала так слаба и удоборазрушима.

Теперь время душевной цельбы. Будем же удаляться от грехов, которыми душа болезненно страдает, и «исцеления наши скоро возсияют» (Ис.58:8). Аминь.

Беседа во вторую неделю Великого поста

«Вниде Иисус в Капернаум: и слышано

бысть, яко в дому есть, и абие собрашася

мнози, якоже ктому не вмещатися ни при

дверех: и глаголаше им слово. И приидоша

к Нему, носяще разслабленна жилами,

носима четырми» (Мк.2:1–3)

Если царь земной или сын царский посетит какой либо город или селение и остановится в каком либо доме, тогда собираются около того дома огромные толпы народа, потому что всем хочется видеть ясные царские очи, заботливо обращаемые на все обширное царство и на все подвластные народы, всем хочется слышать милостивое царское слово. Столь высок сан царя, столь важно на земле его служение Богу и людям, что всякий чувствует к его особе невольное благоговение; и нередко один вид его приводит в восторг. Но вот было время, когда Сам Царь небесный, Царь всего мира, безначальный Бог, Творец неба и земли, Царь царей земных явился на землю и пожил с человеками, странствуя из града в град, из селения в селение. О, какое счастье, какое блаженство было видеть Самого Царя Небесного; эти пресветлые, недремлющие очи, призирающие на всю вселенную; этот взор, веселящий Ангелов и страшный для демонов, и слышать из сладчайших уст Его слова, дарующие жизнь, покой, отраду, веселье всякой искренней, прямой душе! Вы завидуете этим счастливым людям, которые жили во время пребывания Иисуса Христа на земле. Не завидуйте. Он и ныне с нами неотлучно Своим Божеством, Своею благодатью, Своими животворящими Тайнами, божественным Своим телом и пречистою кровью: мы нисколько не обижены в этом отношении сравнительно с современниками Иисуса Христа; ничего не лишены, даже получили больше их: потому что они не имели блаженства вкушать животворящее Его тело и кровь, а мы вкушаем их и обожаемся. Литургия, во время которой совершается это таинство, живописует перед нами всю жизнь Иисуса Христа от колыбели Его и до вознесения на небо; а святые Тайны являют личное Его присутствие, безмерную любовь Господа к Своему разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и в образе человека показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по образу Божию, но униженной, обезображенной, расслабленной и умерщвленной грехом. Оно удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и свято, то он будет равен Ангелам, и будет с ними вечно жить и ликовать бесконечные веки; что у Бога, после Божией Матери и святых Ангелов нет более никого выше и дороже человека; человека, коему Он уподобился, за которого пострадал, умер и воскрес; что все небо и царство небесное есть наследие человека и кроме него, нет больше наследников, коим было бы сказано: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34). Но обратимся к тому, что говорится в Евангелии. «Вниде, – сказано, – Иисус в Капернаум... и слышано бысть яко в дому есть, и абие собрашася мнози, яко ктому не вмещатися ни при дверех»(Мк.2:1–2). Еврейский город Капернаум находился при Геннисаретском озере недалеко от впадения в него реки Иордана и был одним из цветущих и многолюдных городов Галилеи при Иисусе Христе. Господь во время Своего трехлетнего общественного служения спасению человеческого рода неоднократно имел Свое пребывание в Капернауме, проповедовал в иудейских синагогах и совершал многие чудеса. Между прочими, здесь был исцелен расслабленный, не имевший возможности ходить, о котором сегодня читалось в Евангелии. Здесь исцелены: слуга одного римского сотника, теща апостола Петра со многими другими; кровоточивая женщина; два слепца; бесноватый, и – воскрешена дочь Иаира, начальника синагоги. Счастливы, стократ счастливы, скажете, жители этого города, в коем имел Свое частое пребыванье Иисус Христос. Но я этого не скажу. Нет, я не могу назвать жителей Капернаума счастливыми потому только, что у них часто останавливался Сын Божий; не могу потому, что жители Капернаума много раз видевшие Его чудеса, Его благодеяния Своим согражданам, остались неблагодарными перед Своим Благодетелем и Чудотворцем, неверными, нераскаянными грешниками. Сам Господь обличил этот город, сказав ему: «и ты, Капернаум, до неба вознесшиися, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы», т. е. чудеса, «явленныя в тебе, то он оставался бы до сего дня», т. е. покаялся бы; «но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф.11:23–24). Теперь видите, что жители Капернаума – несчастные люди, потому что, видя часто чудеса Господа и слыша учение Его, они остались нераскаянными грешниками, и осуждены во ад.

Братия мои! подумаем о себе: меньше ли мы жителей Капернаума облагодетельствованы Господом? Мы рождены в крещении водою и Духом Святым и усыновлены Богу; в миропомазании освящены Духом Святым, в причащении удостаиваемся вкушать самого пречистого тела и самой пречистой крови Господней; в покаянии сподобляемся прощения грехов после чистосердечного в них раскаянья; в священстве имеем мы всегдашних учителей веры и жизни христианской, совершителей спасительных таинств и руководителей к Богу и к вечной жизни; в елеосвящении имеем врачевство от болезней телесных через покаяние во грехах. Что же мы воздаем Господу за все Его милости к нам, за все чудеса Его долготерпения к нам? Неблагодарностью, злонравием, жестокосердием, неверием, рассеянностью, коснением и нераскаянностью в грехах. Но так ли и всегда будет? Не исполнится ли скоро мера долготерпения Божия к нам? Не висит ли уже меч Божий над головами нашими? Не простерта ли уже секира смертная к корню древа, к сердцу нашему? Ад кромешный не раскрыл ли зева своего, чтобы поглотить нас? Опомнимся, очнемся, покаемся от души, пока имеем еще время для покаяния. Будем поучаться в Слове Божием, с усердием посещая храм Божий, и заниматься благотворением и милостынею. Правда, и у нас в великий пост храм наполняется иногда молящимися, как тот дом, в коем был Иисус Христос, и народ едва помещается в нем. Слава Богу! о, если бы почаще он наполнялся христианами! Но все же театр наполняется гораздо чаще.

Но продолжим объяснение Евангелия. «И глаголаше им слово» (Мк.2:2). Везде Господь являлся со словом, и это слово было сладко паче меда из сот; оно врачевало души и тела; преклоняло и претворяло сердца, как в Савле; оживляло мертвых, прогоняло демонов, повергало на землю дерзновенных, повелевало всем стихиям: и они слушались гласа Всемогущего; претворяло во мгновение тварь; это слово раздается в храме и теперь. От чего же мало слушающих и исполняющих? От нашей рассеянности, от любви к миру, к суетным благам и удовольствиям. «Не можете, – сказал Господь раз и навсегда, – работати Богу и мамоне» (Мф.6:24), т. е. миру. Но помните: это слово будет судить нас в последний день. Будем же «лишше внимати слышанным, да не когда отпадем» (Евр.2:1) внутренне от Бога. Для того святая Церковь и требует нашего внимания, когда читается Евангелие.

«И приидоша к Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми: и не могущим приближитися к Нему народа ради, открыша покров идеже 6е, и прокопавше свесиша одр, на немъже разслабленный лежаше» (Мк.2:3–4). Как жалок человек, когда он, будучи в полном сознании, сам ходить не может по причине крайней слабости и должен пользоваться постоянно услугами других: он в тягость и себе и другим. Таков был упоминаемый в сегодняшнем Евангелии расслабленный, таковы у нас одержимые параличом и некоторыми другими болезнями. Но есть расслабление духовное от грехов, от страстей, несравненно опаснейшее и более достойное сожаления, чем расслабление тела, потому что влечет за собой нередко вечную смерть. В этом отношении всякий грешник есть расслабленный. Всякому греху сопутствует расслабление души, как следствие отпадения от Бога, в Коем наша жизнь и сила, как падение в смерть. И как мы все грешим, то все расслабленные. Как исцелиться от этого расслабления, от этого предначатия вечной смерти? Через искреннее, глубокое, полное раскаяние в грехах. Потому, конечно, и положено ныне чтение Евангелия о расслабленном, чтобы его положением, которое было следствием грехов, тронуть наши сердца и расположить и нас к усердному покаянию. Потому то Иисус Христос исцелил расслабленного, даровав ему наперед прощение грехов. «Видев же веру их», т. е. носильщиков, «глагола разслабленному: чадо, отпущаются те6е греси твои» (Мк.2:5). Отсюда явно, что больной страдал за грехи свои.

Братия мои! когда вы бываете больны, то прежде всего приносите Богу покаяние во грехах, прибегайте к Врачу всемогущему – вкушайте Его животворящее тело и животворящую кровь. Между грехом и болезнью есть тайная и тесная связь.«Бяху же нецыи от книжник ту седяще, и помышляюще в сердцах своих, что сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехи, токмо един Бог» (Мк.2:6–7)? Лукавым, завистливым и честолюбивым книжникам, т. е. ученым учителям еврейским, благодеяние Иисуса Христа показалось богохульством и смутило их. Так и ныне, братия, лукавого человека приводят в соблазн и добрые дела: ты ходишь в Церковь молиться Богу, читаешь священные книги, удаляешься от развлечений, увеселений, зрелищ, компаний; говорят: вот ханжа. Ты подаешь милостыню; говорят: он размножает тунеядцев. Но не лучше ли этим лукавым человекам на себя оглянуться, каковы они сами, чем судить и осуждать других? Должно помнить слова праведного Судии: «не судите, да не судимы будете»(Мф.7:1). Иисус Христос, как сердцеведец, обличил лукавые помыслы своих противников: Он сказал им: «что помышляете в сердцах ваших? Что есть удобее, рещи разслабленному, отпущаются тебе греси: или рещи, востани и возми одр твой, и ходи» (Мк.2:8–9). В самом деле: не равно ли невозможно для простого человека и прощать грехи против Бога подобному себе человеку, и исцелять словом болезни? Само собой разумеется, что невозможно. Кому же возможно это? Только Богу; следовательно, если слово Иисуса Христа было делом, т. е. , если оно разрушало грехи, исцеляло всякие болезни, как и видели это все люди, а в том числе и книжники, то как же они могли укорять Господа в богохульстве? Смотря на дело просто, они должны были верить, что Иисус Христос есть Бог, потому что Он прощает грехи и исцеляет словом все болезни: а они говорят: «глаголет хулы»(Мк.2:7). Что же Господь ответил им? «Но да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи: глагола разслабленному, тебе глаголю: востани и возми одр твой, и иди в дом твой. И воста абие, и взем одр, изыде пред всеми: яко дивитися всем, и славити Бога, глаголющим, яко николиже тако видехом» (Мк.2:10–12). Вот видите, слово стало делом: грехи прощены, расслабление прошло, человек стал вполне здоров, крепок: и прощение грехов, и исцеление болезни – то и другое показало, что Иисус Христос есть Судья, Жизнодавец и Бог, а не богохульник, как думали книжники. Братия мои! власть прощать грехи людям принадлежит одному Богу, как Творцу и Законодателю, и кто же из вас не испытал на себе, что Иисус Христос прощает и разрешает нас от всякого греха? О, как бывает легко и покойно и весело на душе, когда покаешься от всего сердца в грехах своих пред Господом и услышишь слово прощения: «чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5). Как весело на душе, когда с верой и любовью вкусишь божественного Брашна Его – пречистого тела и крови Его! Как и теперь часто больные исцеляются вскоре после того, как покаются пред лицом священника и приобщатся Святых Тайн Христовых! Все мы испытали на себе без числа, что Иисус Христос есть Судия наш, Спаситель, Жизнодавец и Бог: будем же усердно всегда прибегать к Нему с верою, да получим от Его обычного, испытанного милосердия прощение грехов, мир душевный и вместе здравие телу. Сокровищница милосердия всегда открыта для каждого: почерпай из нее всякий хоть тысячу раз на день; бесчисленные грехи наши не победят бесконечного милосердия Владыки, если только мы – грешники искренно кающиеся. Да будет слава Твоему милосердию, Господи, во веки веков! Но и мы, братия, будем милосердны к ближним. Я обращаюсь опять к вашей любви со словом о милостыне к бедным приходского нашего попечительства. Благоволите это сделать во имя Божие: «иже дает убогим, Божьею милостью, не оскудеет» (Притч.28:27). Аминь.