Меню

Архиерей

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Традиция как ориентир


18ipg.jpgТема духовного возрождения России волнует людей самого разного положения и достатка. И значимое место в этом процессе занимает Церковь, как институт, являющийся носителем традиционных ценностей. О роли христианских традиций в современном обществе мы беседуем сегодня с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

— Здравствуйте, Владыка. Нашу сегодняшнюю беседу хотелось бы начать с такого вопроса: какие традиции, на Ваш взгляд, являются определяющими для русского народа и русской государственности?

— Здравствуйте. Вы знаете, я, наверное, для начала хотел бы определиться вообще с понятием, что такое есть традиция. Традиция — это своего рода множество определенных представлений, верований, определенного опыта, навыков, которые регулируют человеческие взаимоотношения и передаются от поколения к поколению. Слово «традиция» происходит от латинского слова «передавать». То есть фактически традиция — это то, что не зависит от нас самих, это то, что мы получаем от наших родственников, предков, от общества, в котором живем, и передаем дальше своим детям, своим знакомым, друзьям, близким, также находящимся в этом обществе.

Поэтому традиция определяет фактически бытие общества, и, на мой взгляд, самыми основательными традициями, самыми нерушимыми, крепкими, как правило, являются традиции религиозной жизни. Конечно, существуют семейные традиции, традиции отдыха, национальных праздников и т.д. Но вот религиозные традиции являются самыми крепкими. Любые традиции, не связанные с религией, чаще всего, переменчивы, и если уходит носитель этой традиции, то ее возродить бывает очень тяжело. В случае с религиозными традициями у нас всегда есть возможность обратиться к Священному Писанию, к опыту Церкви, к религиозному опыту наших предков. Поэтому традиции Православия в России достаточно крепки; несмотря на все трудности, на все гонения, которые пережила наша Церковь, они до сегодняшнего дня дают нам возможность жить, развиваться, творить, терпеть.

— То есть в целом Православие можно определить как фактор, определяющий русский народ, его русскость.

— Вообще, понятие русскости — достаточно сложное и, наверное, нам с вами не хватит целой передачи, чтобы четко определиться, что это за понятие такое — «русскость». Об этом много было сказано до нас, об этом писали наши классики. Федор Михайлович Достоевский глубоко, серьезно размышлял на эту тему.

На мой взгляд, действительно русскость и традиции нашей страны, нашего народа во многом связаны с христианством. Ну, например, традиция милосердия, жертвенности, самоотречения. Безусловно, они присутствуют у многих народов, и каждый человек, так или иначе, имеет в своем сердце и положительные качества, и, конечно, наклонности греховные, отрицательные. Но вот в России, в российском обществе, в русской душе эта самая жертвенность, смирение, всепрощающая любовь имеют очень глубокие корни и действительно являются традиционными. И беда, если мы забудем об этом, если мы отступаем от этого идеала, пытаемся навязать для себя, принять иной смысл бытия, иную традицию жизни, иные ценности. Скорее всего, к доброму это вряд ли приведет.

— Какие традиции, какие ценности христианские, утраченные в наше время, Церковь сейчас стремится возродить?

— Вы знаете, я думаю, что, наверное, в полной мере Церковь не пытается возродить традиции. Церковь, как я уже сказал, является неким базисом. Церковь — это та нерушимая платформа, которая дает человеку возможность найти путь к Богу. Конечно, этот путь, так или иначе, связан со многими традициями, точнее, традиции связаны с этим путем, и человек, обращающийся к Богу, приходящий в Церковь, сталкивается с определенным образом жизни, который проповедует Церковь. Отсюда и появляются традиции.

Например, забытая традиция в наше время, или практически забытая, — колядование на Рождество Христово. На святках всегда наши предки, особенно молодежь, ходили по домам, поздравляли друг друга, пели рождественские песнопения, колядовали, или, по-другому, это называлось «славление Христа», то есть ходили и прославляли Бога, родившегося в этот мир.

Сегодня эта традиция практически ушла. И когда мы пытаемся возродить ее, то должны, прежде всего, обратить внимание не на внешнюю сторону, потому что выучить определенные песнопения, пройтись по домам, по квартирам, спеть — это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Важно наполнить эту традицию внутренним глубоким смыслом. Когда люди идут поздравлять друг друга с Рождеством Христовым, рождественская радость должна быть в их сердце. Они действительно должны верить и понимать, Кто родился, Кто пришел в мир, почему это так важно для человека, почему сердце переполняет радость.

— Колядки мы можем отнести не к чисто христианским православным традициям, но и к языческим, потому что зародились они еще в древнейшие времена. И для русских людей характерно вот это смешение церковных традиций с языческими.

— Вы знаете, я бы не говорил, что это характерно для русской традиции. Это характерно вообще для любого человека. И потом я бы не стал сильно преувеличивать значение языческих каких-то там верований, традиций для нашего народа. Вы знаете, когда перед Великим постом начинается Масленица, народная традиция предписывает разгульное веселье, обильные трапезы, рюмочку поднять лишнюю. А в Церкви Масленица связана с покаянным настроением, с подготовкой к Великому посту, с определенным воздержанием в пище, с покаянной дисциплиной. И надо сказать, что не только в России, но и у многих других христианских народов яркие гулянья (какой-нибудь бразильский карнавал или венецианский карнавал, к примеру) — это все анахронизмы того самого подготовительного периода к Великому посту, который сегодня называется в Церкви Неделей сырной, а в простонародье — Масленицей.

— С чем это связано и как к этому относится Церковь?

— Знаете, когда мне говорят, что традиция вкушать блины на Масленицу — это языческая традиция, что блин — это солярный символ, это солнце, я всегда задаюсь вопросом: «А, в принципе, блин какой еще может быть формы, кроме круглой?» Ну, нельзя все так упрощать, мне кажется. Действительно, язычество оказало влияние на нашу культуру, на наши традиции. Но Церковь никогда и не отрицала это, Церковь всегда пыталась страсти человеческие как-то обуздать, пустить в некое русло, благодаря которому человек мог бы иметь душевное спокойствие. Церковь всегда пыталась воцерковлять многие традиции не только в России, но и в других странах.

— То есть традиция печь блины, справлять Масленицу благословлена уже Церковью? Можно так сказать?

— Церковь не благословляет и не отрицает. Это просто часть жизни народа. Просто и в древности, и не так давно (хотя бы лет 100 назад) у большинства наших соотечественников было четкое представление, что, гуляя на Масленицу, ходя друг к другу в гости, вкушая блины, веселясь и распевая песни, мы как бы подготавливаем себя к Великому посту. Мы даем себе небольшую, знаете, слабинку для того, чтобы с понедельника начать строгий пост. Ведь первая неделя — самая строгая Великим постом. По Уставу в течение нескольких дней христиане вообще пищу никакую не вкушают. К сожалению, сегодня, когда мы говорим о возрождении после советского времени масленичных гуляний, русских традиций, мы Масленицу-то помним, а то, что за ней наступает Великий пост, уже помнить не хотим. И покушав блинов и поплясав в замечательных красивых костюмах на городской площади, в понедельник большинство наших соотечественников не отправляются на молитву в храм и не перестают вкушать скоромные продукты, а продолжают фактически это веселье, только в другом виде. Очень важно помнить, что каждая традиция основана на верованиях и должна определяться внутренним содержанием.

— Могут ли христианские традиции способствовать становлению личности у человека? Что именно получает человек, приходя в храм, принимая вот эти правила церковные в свою жизнь?

— Я считаю, что, безусловно, могут. Если мы говорим о христианской личности, то, конечно, Церковь оказывает огромное влияние на человека. Ведь это определенные правила жизни. Когда мы приходим в храм, мы слышим проповедь евангельскую, мы слышим те заповеди, которые Господь принес в этот мир и дает каждому человеку. И живя по этим заповедям, принимая их сердцем и внешне выстраивая свою жизнь в соответствии с этими заповедями, человек начинает внутренне меняться. Он совершенно по-другому смотрит на окружающий мир, на людей, которые рядом с ним.

Говоря о возрождении христианских традиций в нашей Церкви, о чем бы я достаточно крепко задумался? Ну, например, о традиции христианского погребения. Ведь посмотрите, если мы сегодня зайдем на наше кладбище, то бывает очень тяжело на сердце от увиденного. Ведь могила, памятный знак на могиле во многом выражает культуру народа, идеалы, к которым устремлен был человек, похороненный в этой могиле. И если мы с вами возьмем, например, старинные русские кладбища Донского монастыря… Ведь на нем похоронены не только монахи, на нем похоронено огромное количество деятелей культуры, политиков, общественных деятелей. Посмотрите — там нет скорби, там нет печали. Там ты ходишь и видишь, что эти люди не мертвы, они живы. Ты видишь эти памятники, кресты, надгробия, и они зовут к жизни.

У наших предков, еще у людей старшего поколения отношение к этому вопросу было совершенно иным. Вплоть до XIX века кладбища находились не за городом, а внутри города. Каждый день люди, в том числе и дети с малого возраста, видели и прекрасно понимали: вот он — конец жизни человека, временной жизни и одновременно это начало новой жизни. К смерти относились не с ужасом, а с благоговением, ее ожидали, к ней готовились. Воспитывали своих детей так, чтобы им было не стыдно умирать, чтобы было не стыдно перед своими близкими и не стыдно было предстать на Страшный суд Божий.

Именно смерть определяет жизнь человека. Если человек живет для того, чтобы удовлетворить свои материальные потребности, то жизнь его, безусловно, ограничена и никогда не принесет полного удовлетворения. Если человек стремится к вечности, то его жизнь будет строиться по совершенно иным правилам. Я считаю, что истинная традиционная жизнь всегда связана с религией. А традиционное общество всегда сильнее общества, которое потеряло свои корни, потеряло свои традиции.

— Я сейчас начинаю понимать, что мы не только какие-то христианские традиции утратили, а вообще такое понятие, как смерть. А ведь оно является фундаментальным для каждого человека и для общества в целом.

— Конечно. Ведь, понимаете, мы часто сегодня слышим вопросы, которые касаются культурной жизни общества, вообще много говорим о культуре. А что такое культура? Культура происходит от слова «культ», а культ обязательно присутствовал в любом обществе — и в христианском, и в языческом, и у самых древних народов. Тот народ, который утрачивает это знание и который перестает быть культурным и религиозным в принципе, теряет свою силу, теряет свое будущее. Нам сегодня стоит очень крепко об этом задуматься, если мы хотим, чтобы наше общество было культурным, а люди воспитанными. Нам нужно очень крепко подумать, вспомнить, кто мы есть на самом деле, кому и чему мы верили и куда нам дальше идти.

— На Ваш взгляд, христианские устои не препятствуют достижению благополучия, богатства, каких-то высоких должностей в обществе?

— Я думаю, что христианские традиции вряд ли могут быть препятствием для нормальной жизни человека. Когда человек глубоко воцерковляется, когда приходит в храм и пытается сделать так, чтобы вера, учение евангельское стало руководством к жизни, тогда, конечно, у человека возникает вопрос: как поступить в той или иной ситуации? У него возникает некоторый выбор, как поступить — руководствуясь своим эгоистическим чувством или же заповедью Божией, а значит, жертвенным чувством. И здесь все зависит от человека: насколько он глубоко принимает это учение и насколько он готов следовать ему.

Понимаете, Евангелие — оно очень глубоко, и те заповеди, которые мы там встречаем, рассчитаны на всякого человека. Христос призывает человека к совершенству. Посмотрите, замечательная притча, которую часто трактуют как, знаете, такую вот апологию невозможности спасения богатому человеку. Христос встречает некого юношу, который подходит к Нему и спрашивает: «Как мне спастись? Что нужно делать?». Христос отвечает: «Исполняй заповеди, это просто. Делай то, что необходимо делать». Юноша говорит: «Я все это с юности моей сохранил. Что недостает мне?» Господь, видя его жажду совершенства, говорит: «Все продай, оставь все, иди, следуй за мной». И юноша опечалился, потому что был богат. Он не смог переступить через себя и ушел, опечаленный. И вот часто мы можем видеть такое толкование этой притчи, что богатому действительно трудно порой спасаться, потому что у него очень много таких веревочек, которые держат, связывают его здесь, на земле, по рукам и ногам. Но ведь Христос не сказал: «Ты не спасешься», Христос не сказал ему: «Ты погиб, пропал и нет тебе входа в Царствие Божие». Он сказал: «Тебе будет трудно». И, видя жажду совершенства этого человека, Он указал ему совершенный путь. Юноша не понес его, но это не значит, что он не спасется. Просто Господь предлагает нам некое направление, и мы идем этим путем, кто сколько может пройти. Все зависит от человека, насколько позволяет ему внутреннее чувство, его устроение, его опыт, его воспитание.

Поэтому христианство не противоречит тому, о чем вы спрашиваете. И каждый человек может выбрать свою меру и пойти. Единственное, что надо помнить: конечная точка — Царствие Божие, это совершенство, к которому призывает человека Бог. А уж от нас зависит, насколько мы готовы его достигнуть.

— Владыка, в Покровской епархии достаточно часто проводятся крестные ходы. Они стали уже традиционными для жителей города, многие участвуют в них с удовольствием. И в прошлом, и в этом году были совершены необычные крестные ходы по Волге в Маркс на маломерных судах. В этом году над Покровской епархией летал самолет с иконой Табынской Божией Матери на борту. Какое значение имеют эти мероприятия?

— Любой крестный ход — это церковное шествие, когда собираются верующие православные люди и отправляются из одного храма в другой или же на более дальние расстояния, чтобы свидетельствовать о своей вере. Крестные ходы — достаточно древнее явление в нашей Церкви, они появляются еще в первые века христианства. Это своего рода общественное исповедание веры. Христиане идут, несут иконы, хоругви, поют песнопения. Крестный ход — это возможность и самому укрепиться в вере, и показать окружающему миру то, чем живет наша Церковь.

Те два крестных хода, которые были совершены в этом году в нашей епархии, — это своего рода эксперимент. Обычно крестный ход — это пешее шествие, своего рода подвиг. А здесь первый крестный ход был на корабле, посвящен он был 1025-летию Крещения Руси. А второй, как вы уже правильно заметили, прошел по воздуху. Люди были, с одной стороны, удивлены, с другой стороны — восприняли это с большим воодушевлением.

Мне кажется, вообще для Саратовской области крестный ход по водам —явление совершенно закономерное, потому что Саратов невозможно представить без великой русской реки Волги. А что касается полета на самолете, это была инициатива командования Дальней авиации и нашей епархии, потому что здесь, в Покровске (Энгельсе), находится прославленная летная авиабаза Дальней авиации. У нас сложились очень добрые искренние отношения. Большинство командиров и офицеров, служащих в этом авиационном соединении, являются людьми верующими, ходят в храм, регулярно исповедуются, причащаются. И совпало так, что в этом году была принесена в нашу епархию Табынская икона Божией Матери. Поэтому возникла такая вот идея — взять эту икону и обнести ее вокруг епархии, помолиться. В самолете присутствовали духовенство, военнослужащие. Получилось как-то очень молитвенно — все вместе пели акафист. И также возили с собой небольшой ковчег с частицами мощей бессребреников Космы и Дамиана. Люди были счастливы, довольны. Мы просили Господа и Матерь Божию, чтобы они благословили нашу землю, нашу епархию, наш народ. Время покажет, будет это традицией или нет. Время, знаете, самый надежный критерий, оно может проверить любую традицию на прочность.

— Спасибо, Владыка, за интересные ответы, за то, что нашли время для беседы.

 

Беседовала Елена Винтер

http://pravpokrov.ru/