Меню

Архиерей

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Слово о молитве


31ipg.jpg

Великий пост для христианина - время особенное, время труда, молитвы. Великим постом человек,  как ни в какое иное время, пытается свою жизнь, свои чувства, свои помыслы выстроить так, чтобы его не обличала совесть. Нет человека без греха, мы все ошибаемся и согрешаем,  совершаем неблаговидные поступки, но по милости Божией, если верим мы нашему Спасителю, то стараемся свою жизнь исправлять и слушаться голоса Церкви. А пост, как говорит преподобный авва Дорофей, - это некая десятая часть жизни человека, которую он посвящает Христу, десятина. В пост  мы особо стараемся быть внимательными не только к себе, но и к нашим ближним, нашим братья и сестрам, стараемся поступать так, чтобы наша совесть была чиста.

Пост – это время приобретения духовных плодов. И для человека, приходящего в храм, для каждого христианина важно почувствовать и понять, что без Бога мы ничего не можем сделать, поэтому и молимся мы, и просим нашего Господа благословить нас. Молитва  – самое главное делание любого человека, а для нас, христиан, это главное в жизни. Святой апостол Павел заповедовал христианам всегда радоваться, за все благодарить Бога и  непрестанно молиться. Есть два вида молитвы – домашняя и общественная. Сегодня мы, собравшись в храме, совершали Литургию, и эта молитва особенно слышима Богом, потому что Господь говорит: Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них. Молитва требует труда от человека, святые отцы говорили о молитве, что она царица добродетели, а добродетель не дается даром человеку, она приобретается кровью, потом и большими трудами. Молитва  – это делание, которое человек должен взрастить в своем сердце, возделать, удобрить, и только после многих лет непрестанных трудов он начнет собирать плоды.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя… Молитва Иисусова.  Она проста, коротка, но поистине возводит человека к Небу, и когда у нас нет сил или возможности прочитать молитвенное правило, когда мы заняты какими-то обязанностями,  работой, мы не можем сказать, что не имели возможность сотворить Иисусову молитву. И в храме, и дома, и на работе, и в общественном транспорте, и занимаясь любыми другими делами, мы всегда можем творить Иисусову молитву. И поистине человек, который совершает это делание, будет утешен и укреплен, и Бог даст ему надежду вечной жизни.

Часто христиане воспринимают молитву как то, что успокаивает наше сердце.  Часто люди говорят: я прихожу в храм, потому что чувствую здесь спокойствие, моя душа открывается, утешается…  Но мы должны помнить, что молитва  – это труд, это подвиг, в ней нужно подвизаться, утруждать себя каждый раз, поднимать себя, вставая на молитву. Все мы знаем, что эта добродетель особо ненавидима нашим врагом – дьяволом, и он находит всяческие причины, чтобы человека оторвать от молитвы. Молитвенное правило, которое есть у каждого из нас, большое или малое, необходимо всегда исполнять. Никогда не бросать, несмотря на все искушения. Мы прекрасно знаем: как только человек встает на молитву, начинаются трудности. В голову приходят самые, казалось бы,  здравые, благочестивые, самые замечательные великие мысли, начинаются телефонные звонки, стучат в дверь, вызывают нас родители и дети… А все потому, что молитва кому-то очень не нравится. И даже в храме, когда мы совершаем общественную молитву, в самые главные моменты службы, когда христиане особо сосредоточены, особо подвизаются в молитве, обязательно случаются искушения  -  начинает, например, кто-то  хлопать дверью, передвигаться по храму. Ни минутой раньше, ни минутой позже, а обязательно в тот момент, когда поется Херувимская песнь или читается Евангелие. И это связано не с тем, что человек такой плохой или неразумный, а враг рода человеческого искушает нас  особым образом  – к каждому находит свой ключик. И все  это для того, чтобы оторвать человека от молитвы.

Молитва необходима каждому из нас. Но к ней нужно готовиться, нужно себя воспитывать и образовывать, тренироваться в этом подвиге, из раза в раз совершая правило, отсекать помыслы, не представлять перед собой никаких картин,  чтобы молитва была чистой. Главное условие молитвы  – это покаяние,  смирение сердца, когда мы говорим подобно мытарю: Господи, милостив буди мне, грешному, прости меня. Вот эта молитва-покаяние и есть истинная молитва.

Молиться можно по-разному: один просит, другой кается, а третий благодарит.  Вот он-то и достиг высшей степени, потому что очень важно благодарить Бога за все  Его благодеяния, за все Его милости к нам.  Умное делание – это не только когда мы твердим Иисусову молитву, хотя многие святые отцы и говорят: чтобы привыкнуть к ней, нужно ее повторять многократно, вслух или про себя, чтобы она начала раздаваться сама в сердце человека.  Непрестанная молитва – это и то еще,  когда человек все время приводит себе на память Господа,  когда  каждый миг своей жизни пытается оценить  и сравнить свои поступки, свои помыслы с Евангельским учением. Святитель Игнатий, епископ Кавказский,  говорил, что ум христианина должен как бы раствориться, плавать в Священном Писании. А это возможно, когда мы пытаемся, помолившись Богу, понять, правильно мы поступаем или нет. Очень хорошо, если перед любым действием, перед любым словом, которое мы говорим, будем про себя обращаться к Богу со словами: Господи, благослови! И если наши планы, наши желания являются греховными, совесть обличит нас и не позволит нам их совершить. Очень важно еще помнить, что когда мы молимся Богу и просим Его о чем-то, мы должны рассчитывать не на свои силы, не на свою праведность, не на свои подвиги и какие-то добродетели, а со смирением и благоговением подходить ко Христу  и знать, что Господь спасает нас не потому, что мы заслуживаем этого, а потому что Он милосерден, потому что Он благ, и самое главное – потому что Он любит нас.

Человек, обращающийся к Богу, должен понимать, что Господь спасает нас не за заслуги, а по Своей любви, по Своему милосердию. И если мы со смирением, со вниманием, с благоговением просим о чем-то Бога, нужно говорить: Господи, прости нас.

Иногда человек оказывается в таких обстоятельствах, что на первый взгляд он как бы и не может не согрешить… Сколько таких людей  приходит на исповедь! Мы исповедаемся и говорим: не хочу грешить, а грешу, и вполне возможно, опять упадем, но, даже совершая падение, мы не должны привыкать к этому, не должны смиряться с этим грехом, а только  говорить: Господи, прости, я виноват перед Тобой… Вот такая молитва исправит человека.

Мы должны, по словам апостола Павла, непрестанно молиться, за все благодарить и всегда радоваться.  Эти три добродетели связаны друг с другом  - непрестанная молитва возможна только тому человеку, который благодарит Бога, всегда имеет в своем сердце радость, и наоборот: радости не может быть без молитвы, благодарить Бога нельзя без того, чтобы не радоваться жизни, не радоваться тому, что посылает нам Господь. Будем помнить апостольскую заповедь о молитве, будем стараться исполнять наше молитвенное правило, будем  по возможности чаще приходить в храм и участвовать в богослужениях. Будем стараться тратить свое время, свою жизнь не на пустые занятия, а каждое мгновение свободное использовать, чтобы обратиться к своему Творцу, к Богу. И чтобы в сердце нашем поселилась молитва, поселилось благодарение, и как следствие – радость о Духе Святом.

Дорогие братья и сестры! Я сердечно поздравляю вас с праздником,  с Великим постом. Дай Бог провести нам это время в трудах и молитве, постараться сделать так, чтобы за время поста мы смогли с вами взрастить и собрать плоды Духа Святаго.  Желаю вам помощи Божией  и самое главное – святой Иисусовой молитвы.

Из проповеди в Неделю вторую Великого поста святителя Григория Паламы