Меню

Архиерей

Церковный календарь


Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Время исправлять свое сердце


5a578e449df908284d2f22d72a92ab6e.jpgПеред тем как вступить в Великий пост, вне зависимости от уровня духовной подготовки, хочется услышать утешительные слова, получить добрые и мудрые наставления. Именно такими наставлениями с нами делится Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

— Несмотря на подготовительные недели, с началом поста по уставу в храме, на трапезе, вообще в жизни христианина все меняется очень резко. Владыка, скажите, можно ли человеку так быстро перестроиться?

— Церковь заранее готовит нас к Великому посту: на подготовительных неделях звучат песнопения, придающие происходящему в храме особый покаянный дух, а в среду и пятницу Сырной седмицы богослужение уже фактически является постовым.

С первого дня Великого поста действительно меняется все: и облачение, и характер молитв, и даже сам устав богослужения. Его называют великопостным. Наверное, человек, впервые оказавшийся в храме, увидит контраст. А вот воцерковленный христианин воспримет это как закономерную часть жизни. Он даже ждет этих перемен. Я заметил, что большинство глубоко верующих людей, ощутивших дыхание поста, стяжавших с Божией помощью каких-то духовных плодов, встречают пост с радостью, невзирая на предстоящие трудности.

Вообще, верующий человек, особенно называющий себя церковным, не должен воспринимать пост со знаком минуса: «это нельзя», «вот это запрещено». Это неправильно. Я убежден, что и пост, и саму жизнь в Церкви нужно подразумевать только со знаком плюса. А что можно? Чего можно добиться, если сделать усилие над собой?

Еще обязательно нужно доверять Церкви, слушаться ее. Если Церковь говорит, что сейчас время праздника и ликования, мы должны ликовать, а если время поплакать о грехах своих, то мы обязаны принять тот факт, что пришло именно такое время, и собраться с мыслями.

— А что делать, если нет постового настроя? Можно ли и правильно ли создать его искусственно?

— Конечно, нет. Это все равно, что заниматься физкультурой и при этом не иметь желания преодолеть свои слабости, побороть лень и взяться за тренировки, без которых результата в принципе достичь невозможно. То же самое можно сказать и о постном подвиге. Если при первой же трудности, искушении человек готов сдаться, мол, нет у него молитвенного настроя, не хочется ему лицемерить, то у него никогда ничего не получится.

В Евангелии говорится: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). В жизни достичь чего-либо мы можем только через препятствия, прилагая усилия. Это касается и великопостного настроя.

— Что можно и нужно делать Великим постом? Начиная от бытовых вещей и заканчивая высокими духовными поисками.

— Прежде всего, советую обратить внимание на то, что говорит нам Церковь. Великий пост начинается с Прощеного воскресенья: верующие собираются в храме и просят друг у друга прощения за вольно и невольно нанесенные обиды. Готовность простить ближнего и само прощение дают нам шанс получить прощение от Самого Господа, ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

Что касается правил внешней жизни, то они, безусловно, существуют. Например, Великим постом к ежедневному келейному правилу прибавляются дополнительные молитвы, чтение кафизм и глав из Евангелия. Некоторые миряне испрашивают благословение совершать дома земные поклоны. Вообще, полноценно ощутить Великий пост можно только в храме за богослужением. Я бы даже сказал, Великий пост нужно прожить вместе со своей Церковью.

— Что бы Вы посоветовали взять с собой из обычной жизни в великопостную?

— Думаю, что нужно взять с собой настойчивость, самоотвержение и, как говорил преподобный Паисий, «добрую обеспокоенность». На счет того, можно ли смотреть в пост телевизор и пользоваться Интернетом, скажу, что ни телевидение, ни Интернет, ни литература, ни любая какая вещь сама по себе не может спасти или погубить человека. Человека спасает Господь, если видит его собственное произволение спастись. Представим, что студент готовится к экзаменам. Вместо того чтобы учить, он смотрит телевизор и читает все, что не относится к учебе. Каким после этого должен быть результат его «трудов»?

Великий пост — время собраться с мыслями и усилить молитву. Увеселительная программа, которая создается, чтобы человек мог расслабиться и отвлечься, не будет способствовать духовному подвигу. В отличие, допустим, от чтения святоотеческой литературы и увеличения молитвенного правила.

5df31bf34cd4d4509748aa23393afaba[1].jpgНужно уметь вносить перемены в свою жизнь. Как известно, с внешних перемен начинаются и внутренние. Об этом хорошо пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей замечательной книге «Приношение современному монашеству». Здесь рассказывается о подвиге непрестанной молитвы и поста, духовных упражнениях, но начинается все с краткой главы о внешнем поведении послушника в монастыре. Святитель дает очень простые и четкие указания по поводу того, как совершать молитвенное правило, вести себя в храме, в трапезной, как уступать место старшему и т. д. Зачем это нужно? Затем, что через внешний порядок человек приобретает и внутренний. Мы так устроены: все внешнее влияет на наши чувства и душу. С этим как раз и связано изменение богослужебного устава: появление поклонов, длительного чтения, ограничений в пище.

— Как Вы думаете, от чего нужно отказаться в период поста?

— Разные подвижники бывают (смеется). Кто-то отказывается от просмотра телепередач или чтения газет, а кто-то — от конфет. Часто говорят, что постом мы лишаем себя продуктов, необходимых нашему здоровью. Правильно это или нет? Как-то подобный вопрос задали и святителю Феофану Затворнику. Одна женщина вопрошала в письме, оскорбит ли она Бога, если выпьет в пост стакан молока? Святой ответил, что Господа оскорбит не то, что мы употребим скоромное, а то, что ослушаемся Его, нарушим заповедь. Это будет означать, что мы не признаем божественный и церковный авторитет, судьей ставим себя и прислушиваемся только к своим помыслам. Это будет означать наше неуважение. Между тем мы, как дети, должны слушаться нашего Отца Небесного. Пусть даже порой какие-то вещи нам не понятны, но, как показывает жизнь, смирение, подчинение воле старших, тем более родителей, приносит плод.

Человек говорит: «Не могу отказаться от такой-то пищи». Хорошо, допустим. Но от просмотра телевизора, например, отказаться-то можно. Это ведь не способствует укреплению иммунитета, зрения, мышц и т. д. Но в итоге выясняется, что человеку, оказывается, гораздо легче отказаться от определенной пищи, нежели от пустой информации. Так вот в пост нужно и важно увидеть страсть, которая главенствует в сердце человека. Многие святые отцы говорили об этом. Авва Дорофей тоже считал, что нужно найти главную страсть и все силы бросить на борьбу с ней, иначе она разрушит все, даже самые благие начинания. Поэтому, отправляясь в великопостное странствие, нужно выявить свой основной недостаток и начать борьбу с ним.

— Владыка, скажите, что можно причислить к лакомству, развлечению и вообще «невеликопостным» видам деятельности?

— Кто-то из Оптинских старцев писал, что пить чай с хлебом — уже утешение. Каждый сам определяет, что для него является утешением или развлечением. Конечно, если человек зависит от сладкого или алкоголя, то в пост он должен воздерживаться именно от этих продуктов или напитков. Это принесет ему огромную пользу.

— В период Великого поста резкий отказ от привычного уклада жизни может обернуться «закручиванием гаек» и привести к стрессу. Тогда пост будет не то что не в радость, но и не на пользу. Что посоветуете делать в этом случае?

— Святые отцы называют великой добродетелью рассуждение. Рассуждение должно быть во всем. Когда человек вступает в Великий пост или вообще в любую духовную борьбу, ему следует рассчитывать не на собственный помысел и силы, а на Божию милость, молитвы духовных наставников и их благословение. Прежде всего, человек должен обратиться к священнику или более опытному мирянину, чтобы узнать, как ему следует соблюдать пост, как часто бывать в храме и участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия.

На счет возможности поститься по уставу при наличии каких-либо заболеваний лучше, конечно, проконсультироваться с врачом. Хотя бывает, что врачи чересчур о нас беспокоятся и рекомендуют вовсе не поститься. Опыт же верующих, которые не раз держали пост, говорит об обратном. Порой человек, воздерживавшийся от скоромной пищи, чувствует себя лучше, чем человек, употреблявший ее. В общем, человеку нужно иметь ревность, стремление, даже авантюризм, но при этом обязательно руководствоваться опытом Церкви и благословением пастыря.

— Как Вы правильно заметили, без трудностей не достичь результата. А как не испугаться этих трудностей и преодолеть их?

— Если человек хочет научиться смирению, ему ничего не остается, как только смиряться. Это касается и остальных страстей, которые в пост, безусловно, обостряются. В этом и заключается смысл постного подвига — увидеть свои грехи и начать борьбу. Если упал — кайся, а если преодолел — благодари.

— Человек впервые решил держать пост. О чем он должен помнить?

— Во-первых, помнить, что пост — не диета, а время исправлять свое сердце, учиться смирению и избавляться от злых помыслов. Во-вторых, не убеждать себя, что еда — не главное и вера — в душе, а искать золотую середину. В-третьих, нужно воспитывать в себе ревность, самоотвержение и постоянство. С другой стороны, не надеяться на себя и поступать в соответствии с благословением священника. В-четвертых, слушаться Церкви. Но главное — не бояться сделать первый шаг, за которым всегда приходит уныние и даже отчаяние, не ослабнуть, не отступить, а продолжить свой путь, уповая на Господа.

Дарья Хохлова

http://pravpokrov.ru/