Меню

Священники

Церковный календарь


sp.jpg

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Преполовение Пятидесятницы 

29ipg.jpg   На вопросы прихожан отвечает настоятель храма Рождества Христова священник Николай Бильчук.

    - Отец Николай, что означает название праздника – Преполовение Пятидесятницы?

   - Название праздника – Преполовение – означает половину, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. В Евангельском чтении на праздник Преполовения (Иоанн VII , 14-36) рассказывается о проповеди Спасителя, которую Он произнёс в Иерусалимском храме. Учение Христа Святая Церковь уподобляет животворной воде, которой напояются жаждущие истины люди. Это учение несёт им бессмертие. Чтобы усвоить религиозную истину, нужно иметь сердце, желающее научения от Бога, сердце, любящее Бога и желающее знать Его волю, как бы она ни противоречила собственной воле каждого человека.

   - В тропаре праздника поется: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». Что это значит?

   - Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него. Вот яркий пример благочестия для всех нас, пример веры: святой праведный Иоанн Кронштадтский. Его слова, его любовь к Богу и людям – это действительно реки воды живой, овеянные благодатью Божией, Духом Святым. Этой-то воды живой нам так порой не хватает. Без этой живой воды мы как бы живые мертвецы. Мы становимся «внешними» христианами, с одним только названием «христиане», и нет в нас истинной жизни по Духу Христову. Это и есть «реки воды живой», и «жаждай да грядет ко Мне и да пиет».

   «Все любим жизнь, - говорит Иоанн Кронштадтский, - но в нас нет истинной жизни без источника жизни –  Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподаёт Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке даёт жизнь причастникам своим», как Сам говорит: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имам живот вечный» (Иоанн 6.54). Но виновник греха и смерти, диавол, всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от чаши жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему таинству христианской веры, чтобы держать людей в узах греха и смерти.

   - Маловерие, рассеяние в молитве, нечастое посещение храма, редкое причащение Святых Христовых Тайн, к сожалению, присущи многим из нас. Получается, жизнь мирская ближе нам, чем Жизнь Истинная, Вечная. Как избежать этого?

- Надо возгревать постоянно в сердце своём веру в Иисуса Христа, в Его бесконечную любовь, размышлять чаще о чудных делах Его промысла, читать чаще Святое Евангелие, вдумываться в прочитываемое, вникать в себя, видеть свою духовную бедность, своё окаянство, свою слепоту, наготу, иметь алчбу и жажду правды, т.е.  без чего нельзя искренне и с горячею любовью, плодотворно причащаться Святых Таин. Надо отрешиться от пристрастия к земным наслаждениям, которые крайне препятствуют небесной любви.

   - Батюшка, когда было установлено празднования Преполовение Пятидесятницы?

   - День Преполовения – древний христианский праздник. О нем упоминал в своих поучениях святитель Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – святой Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.

   - Что знаменует собой малое водоосвящение, которое совершается в Церкви в день Преполовения?

    - Праздник Кущей, который посетил Христос, был преимущественно праздником воды — воды живой, воды спасительной. Вода этого праздника означала, во-первых, ту посланную Богом воду, которая в пустыне спасла Его народ от гибели, а во-вторых, посылаемого Богом в мир Мессию, дающего людям истинную небесную воду — воду спасения, воду вечной жизни, воду Крещения и даров Святого Духа.

   Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподоблял воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после Литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».