Меню

Священники

Церковный календарь


 

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

"И отныне славяне новый выбрали путь…"

 302ipg.bmp  Начиная с 2010-го года, праздник Крещения Руси в России отмечается на государственном уровне. Десять веков Православия сформировали общую историю славянских народов, общий церковно-славянский язык, который звучит сегодня в церквях Сербии, Польши, Болгарии, Словакии и других славянских стран.  День Крещения в них отмечается уже давно. В России же статус государственного праздник получил два года назад.

   Знаем ли мы свою историю? Опрос, проведенный выборочно среди жителей Балакова, дал любопытные результаты. Самыми разными были ответы на вопрос, кто крестил Русь. Назывались имена Андрея Первозванного, Вещего Олега, княгини Ольги, князя Владимира (причем последнего почему-то путают с Владимиром Мономахом), Ивана Грозного, Рюрика и даже …Иисуса Христа. Если брать возрастной диапазон, наиболее точные ответы дали респонденты 35-60 лет («в Бога верую, потому и знаю», «помню со школы»). А вот у молодых разброс мнений огромный – от Иисуса Христа до знаменитого «рюриковичи мы»…

    Как  крестилась Русь, кому мы обязаны становлением Православия в Русской земле, -  об этом рассказывает священник храма в честь Рождества Христова протоиерей Сергий Шумов.

    - Крещение Руси. Что включает в себя это понятие? Кто-то  считает его началом официальной истории Русской Церкви; кто-то расценивает  как акт придания христианству статуса государственной религии; кто-то характеризует этим понятием общий процесс распространения христианства на Руси в XI-XII веках…

    - Было бы ошибочно считать, что именно Крещение принесло на Русь христианскую  веру. Ведь существовало довладимирское христианство (достаточно вспомнить святого апостола Андрея Первозванного, бывавшего на Киевских горах, правление княгини-христианки св. Ольги (945-969); в Киеве задолго до Владимира  существовали христианские общины, служили священники, возвещали Слово Божие и жизнь по Евангелию – уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. пророка Илии на Подоле и т. д.)

   - Что убедило князя Владимира принять Христову веру? Чем это было для него -  государственной необходимостью? Велением души?

    - Князь, будучи дальновидным политиком, прекрасно понимал, что языческая религия изжила себя, и необходима другая вера, которая укрепит новую русскую государственность. Поэтому он и поставил целью собрать воедино разрозненные славянские племена на основе общего стержня – веры (что-то подобное пытался совершить Владимир и раньше, во времена своего язычества - знаменитый Перунов холм в Киеве, где в 980 г. были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др. Это было попыткой оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти).   

   Породниться с могущественной Византией – тот же политический расчет. С Крещением Руси еще более укрепились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и со странами Европы, с балканскими странами.

   Некоторые историки считают, что необходимость Крещения была «спровоцирована» процессом  христианизации европейских правителей: польского князя Мешко I (960), короля Дании Гарольда Блотанда (974),  венгерского герцога Гёза  (985), крестивших свои народы. Хотя упрекать в подражании кому-либо Владимира не стоит, ведь была еще и альтернатива – и язычники-половцы на юге, и волжские булгары-магометане, и иудеи-хазары…

   Выбор у Владимира был: ему предлагали принять свою веру послы волжских булгар-мусульман, хазар-иудеев, немцев (западных христиан) и греков (восточных христиан, скорее всего, болгар). Символичен ответ Владимира латинским миссионерам, который приводит «Повесть временных лет»: идите, откуда пришли, ибо и отцы наши сего не принимали (имеется в виду отказ св. княгини Ольги в 962 г. принять духовное подданство Папы Римского).

   - Почему же именно Православие?

    - Летопись рассказывает о том, что сообщили послы  Владимира о службе в Царьграде: «и пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Мы не можем забыть той красоты, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь  пребывать в язычестве». А ведь испытание вер  должно было выявить не то, какая вера красивее, но какая истинная. Критерием истинности русские послы, по словам академика Д.С.Лихачева, объявляют ее красоту. Именно поэтому впоследствии возникают на Руси удивительной красоты церкви: София в Киеве, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире, храм Святой Софии Новгородской…

   - Академик Д.С.Лихачев утверждает, что самым важным, что дало Руси Крещение, была церковная письменность, переданная нам Болгарией. Подчеркивая исключительную роль и авторитет языка, пришедшего к нам с церковными книгами из Болгарии, он называет его языком высокой культуры…

    - Безусловно, Крещение Руси явилось еще и актом просвещения вчерашних язычников. Из Византии прибыли епископы во главе с митрополитом; из Болгарии – священники, которые привезли с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства. Болгария была крещена более чем на сто лет раньше Руси. И именно болгарские миссионеры осуществляли, в основном, катехизацию Руси. Древнеболгарский язык был очень близок древнерусскому, и поэтому переводы, сделанные в Болгарии, русские читатели хорошо понимали. Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой.

   - Как было принято христианство на Руси?

    - В отличие от других стран, где распространение христианства  совершалось насильственно (при короле франков Хлодвиге, Карле Великом, огнем и мечом крестившем западную империю; венгерском короле Стефане I, при крещении народов Прибалтики тевтонами, действовавшими с чудовищной жестокостью), достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича нет. Христианство не превратилось в завоевательную акцию против язычников, против своего народа. «Ни в одном из известных нам списков Церковного Устава, в отличие от аналогичных памятников Западной Европы, нет наказания за языческое вероисповедание, за непосещение церкви. Люди могли быть формально крещены, но всю свою жизнь ходить на языческие капища и приносить там жертвы. Археологи нашли массу таких капищ, относящихся к XI,XII и даже XIII вв. …В целом княжеская власть на Руси не применяла силу в христианизации своих подданных. И в течение трехсот лет православные храмы  соседствовали с языческими капищами. Так продолжалось вплоть до монгольского нашествия» (В.Каплан, Р.Маханьков). Хотя в некоторых городах – Новгороде, Муроме, Ростове – не обошлось без бунтов, начатых предводителями язычества – волхвами…

   - Как сказалось на самом князе Владимире принятие христианства?

    - «Повесть временных лет» характеризует дохристианский период его правления, описывая Владимира человеком довольно буйного и свободного нрава. Возможно, летописец  сознательно сгущает краски с целью более яркого показа его нравственного преображения после Крещения. После принятия христианства он полностью переродился внутренне. Из безудержного, охваченного страстьми язычника, для которого многоженство, блуд, кровная месть, ритуальные убийства были нормой, он становится совершенно другим человеком. Он отказывается от своего гарема. Пытается отменить смертную казнь («боюсь греха»). Упраздняет так называемый «свой круг» на знаменитых пирах, куда теперь мог прийти любой. Учреждает постоянную милостыню для неимущих. Как знать, может именно за то, что жизнь свою он стал строить по Евангелию, и прозвали Владимира в народе Красным Солнышком…

   Очевидно, что без глубокого переосмысления всей своей прежней жизни Владимир не смог бы действовать столь решительно, принуждая к крещению язычников - жителей Руси. Как мог ярый язычник так уверовать во Христа? Возможно, это было порождено раскаянием в совершенных грехах, усталостью от разгульной жизни, ощущением духовной пустоты. Возможно. Но именно став христианином, он приходит к мысли, что необходимо объединить отдельные междоусобные княжества на основе веры, и такой верой им было выбрано Православие.

   - Князя Владимира Церковь именует святым равноапостольным… Почему?

    - Да ведь не иначе как по промыслу Божию совершилось это чудо перерождения человека. И не случайно только его прославляет Церковь как святого, равноапостольного, в отличие от других правителей, крестивших свои народы. Но где же чудеса — верный признак святости? «Русские апологеты возражали: чудеса не единственный критерий канонизации. Мних Иаков пишет: "Не дивимся, возлюбленнии, аще чудес не творит по смерти, мнози бо святии праведнии не сотвориша чудес, но святи суть. Рече бо негде о том святый Златоуст: "от чего познаем и разумеем свята человека? От чудес ли, или от дел? И рече: "от дел познати, а не от чудес"(А.В.Карташев, Очерки по истории Русской Церкви).  Главное же его деяние выразил автор летописной похвалы Владимиру, помещенной в «Повести временных лет» под 1015 г.: «Память о нем чтут русские люди, поминая Святое Крещение, и прославляют Бога молитвами, песнями и псалмами, воспевая их Господу, новые люди, просвещенные Святым Духом».

   В конце концов, именно благодаря ему – святому равноапостольному князю Владимиру - по словам историка Л.Н.Гумилева,  «победа Православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю».

   Беседовала В.Николаева