Меню

Священники

Церковный календарь


sp.jpg

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Настроимся на Великий пост

Великий пост в этом году начинается 3 марта. О смысле и цели подготовительного периода к нему рассказывает настоятель храма Рождества Христова иерей  Николай Бильчук.

12ipg.jpg- Отец Николай, приближается Великий пост. Каково его происхождение и почему он называется Великим?

- Великий пост имеет очень древнее происхождение. Еще апостолы установили его в подражание  ветхозаветным праведникам, пророку Моисею, который, как мы знаем, постился перед тем как получить Синайское законодательство. Такое же время постился и пророк Илия, но в первую очередь этот пост установлен в подражание Господу нашему Иисусу Христу, который перед своим выходом на общественную проповедь провел в пустыне 40 дней, не вкушая совсем пищи. О том, что этот пост является апостольским установлением, свидетельствует 69-е апостольское правило, которое повелевает перед Святой Пасхой поститься в течение Четыредесятницы, воздерживаться от пищи животного происхождения.

Люди  иногда спрашивают – почему Четыредесятница, если пост идет дольше? Дело в том, что к сорока дням присоединяется еще Страстная седмица, в которую мы вспоминаем последние дни земной жизни Иисуса Христа, и где каждый день знаменателен своей особенной  смысловой нагрузкой. Особенно последние три дня – Великие Четверг, Пятница и Суббота, когда мы вспоминаем взятие Господа под стражу, суд над Ним, осуждение на смерть и само распятие.  Церковь относится к этому посту особенное трепетно в силу великих событий, происходивших в его дни  (не зря же пост мы называем Великим, это не только из-за его продолжительности),  и мы начинаем готовиться к нему, настраиваться определенным образом заранее. Есть такое хорошее сравнение: как полководец перед сражением выстраивает войска и дает им наставления, вдохновляет перечнем побед их предков, так и Церковь перед Великим постом вдохновляет и наставляет нас на подвиг поста примерами житий святых, вспоминает евангельские притчи, события, которые помогли бы нам правильно настроиться на пост.

- Начинается подготовительный период с Недели о мытаре и фарисее. В этом году она приходилась на 9 февраля. Вслед за ней идет Неделя о блудном сыне (16 февраля), Неделя о Страшном суде (23 февраля), и заканчиваются подготовительные недели воспоминанием Адамова изгнания или, как его еще называют, Прощеным воскресеньем (2 марта). Все эти события несут определенную смысловую нагрузку. Какой вывод, например,   должны мы сделать из притчи о мытаре и фарисее?

- В первую очередь здесь мы учимся примеру искреннего смирения, в лице мытаря. Церковь также предостерегает нас от такой пагубной  страсти, как гордость, потому что, по мнению святых отцов, гордость перечеркивает все наши добрые дела. Мы знаем, что самый светлый ангел Денница был наделен выше всей твари, всего сотворенного мира,  самыми высокими добродетелями, и эта единственная страсть - грех гордости - низвергла его с неба в бездну, и он стал демоном. Без смирения, говорят святые отцы, все добрые дела не приносят нам никакой пользы, ибо если  человек  начинает гордиться своими добрыми делами, то они его не спасают, а наоборот, ведут к гибели. Этой великой добродетели – смирению - учит нас Господь на протяжении всего Евангелия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 28-30). Можно привести и другие примеры, но, как говорят святые отцы, Самовоплощение - это величайшее смирение Бога – Бог стал не просто человеком, а взял на себя все грехи, прожил очень тяжелую земную жизнь, и самое высокое смирение Бога – это  то, что Он восшел за наши грехи на Голгофу,  позволил людям себя распять. Есть и другие примеры – когда Он омывает ученикам ноги и говорит, что если Он это сделал для них, то тем более они должны это делать по отношению к другим. Он говорит:  кто хочет из вас быть первым, да будет всем вам слуга… И много других примеров есть в Евангелии, где Господь учит смирению своих учеников, обличает гордость фарисейскую. Все  это свидетельствует о важности смирения в духовной жизни.

- Батюшка, если притчей о мытаре и фарисее Господь напоминает нам о смирении как об основе покаяния и всякой добродетели, и о гордыне как главном источнике грехов, то в чем заключается смысл Недели о блудном сыне? Почему она так называется?

- Название Недели идет от евангельских чтений, которые положено читать на Литургии в этот день. Притчей о блудном сыне Господь показывает, что как бы человек не удалился от Бога своей греховной жизнью, если он искренне покается, то Отец наш Небесный готов принять и простить его, возвратив ему утраченное сыновнее достоинство. Вспомните притчу: когда блудный сын возвращался домой к отцу (под отцом здесь подразумевается Отец Небесный, а под блудным сыном – грешник), то отец, увидев его, бежит ему навстречу. То есть, когда человек жаждет Бога, кается перед ним, то достаточно одного шага в сторону Бога, чтобы Господь нас простил, принял. Богу всегда близок кающийся грешник, и Господь в Евангелии постоянно говорит о том: “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мф. 9:13).

- Но ведь люди все грешны, однако не каждый признается себе в этом...

- Нет человека без греха, есть люди, которые не осознали этого, а если человек не осознал, то у него нет возможности исправить свою жизнь, нет возможности излечиться от греховных ран. Если мы, например, не осознаем, что больны, и не идем к врачу, то не получим и нужного нам лечения и выздоровления. Также и здесь, если человек не осознает, что он духовно болен, не просит у Бога прощения и помощи, чтобы загладить и исправить свои грехи, свою жизнь, то он и не может получить от Бога этого исцеления, выздоровления духовного. Притчей о блудном сыне Церковь показывает нам пример великого милосердия Божия ко всем раскаявшимся грешникам.

- Перед Неделей о Страшном суде мы поминаем всех от века усопших православных христиан…

-  Делаем мы это для того, чтобы, вспоминая на следующий день Страшный суд, на котором предстанут все – и умершие, и живые, помолиться за них. Ведь как сказано в Синаксаре, то есть поучении на этот день, не все люди по разным обстоятельствам, по Промыслу Божию, удостоились чина христианского отпевания. Некоторые умерли в неизвестности, кто-то утонул, кто-то на войне погиб неизвестно где, поэтому молимся за умерших, помня о Страшном суде, о том, что нам придется отвечать перед Богом за свою прожитую жизнь. Молимся об усопших, напоминая себе, что мы тоже на этой земле временные, что мы также умрем, что нам, как и им, придется предстать перед судом Божиим. Мы все члены одной Церкви – и живые, и усопшие. И вот этим молитвенным поминовением мы не только приносим великую пользу умершим отцам и братиям нашим, но и подчеркиваем свое единство в Церкви Христовой.

- Неделя о Страшном суде, или мясопустная… Наверное, не случайно идет она в церковном календаре после Недель о мытаре и фарисее и блудном сыне?

- Не случайно. Если человек не принял душой смирения мытаря или бедствий блудного сына, Церковь, с целью побудить его к раскаянию и сокрушению о грехах, показывает нам картину Страшного суда. На богослужении читается Евангелие от Матфея, где говорится о втором пришествии Спасителя, о том, что Господь разделит праведников и грешников, поставив их по обе стороны от себя: праведников по правую, грешников - по левую сторону. Одних призовет к себе, сказав им: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

И полностью противоположные слова Господь скажет грешникам: Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 31-46).

Неделя о Страшном суде установлена святыми отцами для того, чтобы мы не успокоились, помня о милосердии Божием, не предавались какой-то греховной жизни, надеясь на то, что по милосердию своему великому Господь нас потом простит. Церковь напоминает нам, что, несмотря на то, что Господь милосердный, он также является праведным Судией, что он каждому воздаст по его делам.

13ipg.jpg- Отец Николай, Господь говорит: Я был в темнице, и вы Меня не посетили. Возможно, в наше время не всем понятно, почему Господь повелевает посещать преступников…

- Господь повелевает нам любить всех людей, в том числе и грешников. Наказывать за проступки надо, потому что безнаказанность ведет очень часто к другим преступлениям, порой более тяжелым. Но необходимо к человеку проявлять также и милосердие, чтобы он не ожесточился в том своем состоянии. Ведь проявляя к нему любовь, можно направить его на покаяние, на то, чтобы он осознал свои ошибки, попытался исправиться и начал другую жизнь. Если человека только наказывать, он может ожесточиться на всех и будет продолжать вести прежнюю жизнь. Во многих христианских странах, как и на Руси, раньше к заключенным относились с большим милосердием, их посещали в тюрьмах, помня эту заповедь Спасителя. Мы знаем, что великий наш писатель Ф.М.Достоевский в молодости, не разобравшись, увлекся неправильными идеями и был приговорен к смертной казни. Но затем император помиловал его, и о помиловании было объявлено непосредственно перед самой казнью. Это помогло будущему великому писателю переосмыслить свои идеи, поменять мировоззрение и изменить свою жизнь.

- Значит, напоминая нам о последнем Суде Христовом, Церковь стремится привести нас к осознанию своей греховности?

- А также к познанию истинного смысла надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. И мы должны постоянно помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние.
- Завершается подготовительный период к Великому посту воспоминанием Адамова изгнания, его называют еще Прощеным воскресеньем…

- Вспоминаем мы Адамово изгнание для того, чтобы  побудить себя к покаянию,  напомнить, что именно своими грехами мы лишаем себя рая, общения с Богом, как когда-то это сделали Адам и Ева через невоздержание и непослушание, и в этой утрате укрепить себя, вдохновить, настроить на то, что подвиг поста необходим нам, чтобы вернуть себя в Царство Божие.

Вечером в этот день в храмах совершается Великая вечерня, во время которой происходит чин прощения. Духовенство выходит на солею, испрашивает прощения друг у друга, у прихожан, а затем каждый из прихожан просит прощения взаимно у духовенства. Верующие между собой также примиряются, чтобы в мирном состоянии души войти в подвиг поста. Необходимо это делать не по традиции, а действительно искренне, стараться и самому простить других, и просить других о том же. Без прощения друг друга наши подвиги молитвенные бесполезны, потому что мы не можем рассчитывать на прощение от Бога, если сами не прощаем других. Это и  в Священном Писании постоянно подчеркивается. Господь говорит, что примиряться с человеком надо не медля, чтобы обида не накапливалась в душе. Апостол Петр, когда спросил Спасителя, сколько нужно прощать своего ближнего, получил от Него ответ: до семижды семи раз, то есть до бесконечности. Когда ученики апостолы просили Господа научить их молиться, Он в молитве дал такие слова: и остави нам долги наша,  якоже и мы оставляем должником нашим... То есть если мы не прощаем, то и нам не будет прощено, мы перед Богом  намного большие должники, чем наш ближний перед нами. Для того чтобы суметь человека простить, необходимо помнить, что у нас есть свои недостатки, это помогает более снисходительно относиться к другим. Необходимо стараться не осуждать самого человека, а осуждать грех. Помнить, что человек может изменить свою жизнь, и даже если он делал что-то плохое, это не значит, что он не может измениться в лучшую сторону. Наше прощение, возможно, поможет ему в этом.

- Батюшка, Господь повелевает молиться не только за тех, кого мы любим, но и о тех, кто нас чем-либо обидел…

- Совершенно верно. Святые отцы говорили, что человек, нас обижающий, приносит нам больше пользы, чем тот, кто нас любит, кто нас хвалит, поскольку в силу нашей греховности это чаще вредит человеку. Вот почему, вступая в дни Великого поста, мы должны просить друг у друга прощения, чтобы стараться больше молиться (а молитвы Великим постом больше покаянные). Мы просим Бога, чтобы он простил нам наши долги, наши грехи, но, чтобы рассчитывать на прощение, мы и сами должны  поступать милосердно по отношению к своим ближним и прощать их грехи по отношению к нам. Не зря ведь Господь говорит нам: каким судом судите других, таким и сами судимы будете…

Именно поэтому Святая Церковь зовет нас  в период подготовки к Великому посту к осознанию своих грехов, к покаянию, к достойной встрече с Господом. И пусть сердца наши услышат этот зов!