Меню

Священники

Церковный календарь


sp.jpg

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

                                МИЛОСТЫНЯ ИЛИ ЗАРАБОТОК?

710ipj.jpg- Недавно, выходя из храма после Литургии, стала свидетелем такой картины: цыганка с двумя детьми буквально осаждала бабушку-инвалида, с трудом, с помощью родственницы передвигающуюся к выходу. Чего только не довелось услышать – от слов «подай милостыню, и Господь поможет тебе выздороветь», до самых настоящих угроз: «вот прокляну, и никогда тебе не быть здоровой…» Самое главное – дети попрошайки вторили ей, осыпая женщин чуть ли не бранью. Мужчина, который попытался образумить их, тоже получил свою «порцию»: «А ты кто такой? Денег пожалел – тебе же хуже будет»…
Причем происходило это внутри ограды, то есть на прихрамовой территории. Надо ли говорить, что все праздничное настроение было испорчено этой наглостью и безнаказанностью. Неужели ничего нельзя сделать с такими попрошайками? Ведь даже судя по внешнему виду, обездоленными их не назовешь…
Маргарита

 

Мы попросили прокомментировать письмо читательницы настоятеля храма в честь Рождества Христова г. Балаково иерея Николая Бильчука.

- К сожалению, картина привычная, особенно в дни православных праздников – так называемые «профессиональные» нищие, цыганки с детьми, алкоголики с трясущимися руками буквально осаждают храм. Не  думаю, что это беда только нашего прихода, такие ситуации  можно наблюдать в каждом городе и селе, у каждого храма. Но если в селах более-менее люди друг с другом знакомы и знают, кто в чем нуждается, то в городах с этим сложнее. Поэтому прежде чем подать, стоит очень хорошо подумать.

Люди рассуждают каждый по-своему. Одни считают, что просящие подаяние возле храма – бездельники и алкаши, другие говорят, что подавать или нет – дело сугубо личное, и человек должен решать сам, как поступить в каждом конкретном случае.

Подавая, человек, как правило, считает, что совершает благо. Так ли это, и принесет ли это действие благо самому подающему? Искупит ли он собственные грехи или проступки таким образом? Ведь Богу угодны те добродетели, которые совершаются ради Него. А если это просто желание выделиться, похвастаться перед другими своим «милосердием», то здесь, скорее всего, лицемерие. Об этой так называемой  милостыне Иоанн Златоуст говорит так: «Луч­ше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие».

Милостыню надо подавать с рассуждением. Нельзя думать: я, мол, подам,  а уж они пусть поступают, как хотят – это их дело. Не их. И вовсе не благо это  будет со стороны подающего, а как бы некая формальность – я подал, долг исполнил… Лучше помочь действительно нуждающемуся хотя бы один раз, чем вот так, регулярно подавая попрошайкам, гордиться этим.  К слову, во многих храмах ведется сбор пожертвований для нуждающихся, так что лучше внести свою лепту туда. Если человек действительно попал в сложную жизненную ситуацию, то он может обратиться к настоятелю храма с просьбой помочь, и тот, в свою очередь, окажет посильную материальную помощь, даст совет.

Возьмите тех же цыганок. Для них  это не милостыня, а заработок. Мы для них – те, кто обязан дать им денег. Подавая им, мы, в свою очередь, обеспечиваем не нуждающихся, а поощряем такой образ жизни. И даже если они прикрываются словами о Господе, о милосердии, это лишь необходимый антураж,  для них храм – просто удобный в коммерческом отношении объект их деятельности.

Прихожане жалуются: невозможно пробиться через эту осаду, особенно в дни праздников. Мы пытались обратиться в правоохранительные органы. Но что могут они? Милостыню в нашей стране просить не запрещено. Лишь бы не нарушался общественный порядок и права других граждан. Да и это еще требуется доказать. Вот так и приживаются наглость и безнаказанность. Приходится самим гонять этих попрошаек. Но и всем остальным следует помнить одно: их не исправишь, они сами не хотят этого. Так что выход один – не подавать. Причем всем людям, прихожанам в том числе. И главное, не бояться ничего – ни посылаемых проклятий, ни сглаза. Цыганки просто бессовестно используют суеверных людей, грозя им карами небесными. 

Хотелось бы еще раз напомнить всем: от нас всех зависит, изменится ли ситуация в лучшую сторону и не усугубит ли грех попрошайки такая  милостыня. Ведь мнение о том, что следует подавать всем, а Господь Сам рассудит – глубоко ошибочно. Об этом предупреждали еще святые отцы: «…пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».