Меню

Новости

Церковный календарь


 

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай Храм с.Александров Гай


Православная инициатива
Наши проекты

Великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в храме в честь Рождества Христова г. Балаково

317ipg.jpg17 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме в честь Рождества Христова г. Балаково.

 

Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия  17 марта 2016 года на Великом повечерии в четверг 1-й седмицы Великого поста в храме в честь Рождества Христова г. Балаково

Дорогие братья и сестры!

Церковь неспроста предлагает нам в дни Великого поста услышать это покаянное творение – Великий канон преподобного Андрея Критского, чтобы мы настроились на пост, приняли бы в сердце ту мысль, что без покаяния человек не может очиститься от грехов. Мы знаем, что пост начинается с покаяния и взаимного прощения, а без этого не может быть никакого духовного роста человека. Если мы возьмем Евангелие и прочитаем проповедь, которую говорит Иоанн Предтеча, предвосхищая пришествие в мир Христа Спасителя, то увидим, что начинает он ее такими словами: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное!» И Господь говорит нам о том же.  Покаяние открывает человеку дорогу в рай. Вспомним наших праотцев, которые нарушают волю Божию, совершают грех и остаются как бы обнаженными. До вкушения запрещенного плода первые люди имели нетленные, бессмертные и близкие к невещественным тела, и лишь вследствие грехопадения их тела и души изменились: «и сделал Господь Бог  Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их», - говорит Библия. Отступив от Бога, потеряв благодать, они сами себя обрекают на странствие на земле. Так и человек, который отступает от Бога, тоже себя подвергает большим испытаниям.

Многие люди думают, что грех, который мы совершаем, это нарушение какого-то мнимого предписанного закона, и не понимают – а что же особенного-то, ну сказал я плохое слово, обидел кого-то, что-то получил, может быть, направедно. Но ведь это мне так необходимо, так нужно. В чем тут грех?.. Человек не понимает, что совершая греховный поступок, действуя по страсти, он лишает себя Бога. Сам себя отвлекает от Божественной благодати. Когда Адам уже все понял, одумался, он оказался вне рая, чудес и благ. Именно поэтому, дорогие братья и сестры, Церковь наша, зная немощи человеческие, зная нашу удобопреклонность ко греху, предлагает нам выбрать пост, сорок дней, которые мы проводим в покаянии и воздержании. Ибо через покаяние человек возвращает себе достоинство, приобретает ту первозданную красоту, которой наградил его Господь. Безусловно, дорогие братья и сестры, покаяние достигается трудом, подвигом. Именно поэтому мы удерживаемся от определенного рода пищи, именно поэтому мы совершаем коленопреклонную молитву, стараемся больше времени провести в храме, совершая молитвословия. Все это необходимо для того, чтобы сердце наше очистить.

177ipg.jpgКанон, который мы сегодня совершили - это удивительное покаянное творение. Это литургическая песнь, которая возводит человека к небу, открывает перед нами, что есть грех и как исправлять его. В этом каноне преподобный Андрей говорит нам, что не просто нужно каяться, не просто нужно просить у Бога прощения за грехи свои, но исправляться делом, подражая древним праведникам, которые трудом, молитвой испрашивали прощения в собственных грехах, и нам оставили пример.

Многие люди говорят: а что же есть покаяние? В чем же грешен я? Зачем оно нужно? Покаяние – с греческого «метанойя» – дословно значит «перемена ума». То есть человек, каясь Богу, должен изменить себя, свой привычный образ мыслей, чувств, стремлений  - только тогда может случиться с ним настоящее исправление. Пока человек не признает себя совершившим грех, пока не осознает, что необходимо ему исправиться и не начнет деятельно осуществлять это через труд, через прощение ближних, ничего не переменится. Многие люди говорят: придет время – принесу покаяние. Достигну старости, буду на пенсии, пойду в храм, а пока я молод, пока я полон сил, буду брать от жизни все, что мне нужно. И не ведает такой человек, что вполне вероятно, он и не доживет до старости… Никто ведь из здесь присутствующих не знает, доживем ли мы до Пасхи, до завтрашнего утра, человек лишен этого знания. Мы предаем себя в руки Божии, но чтобы Господь дал нам возможность покаяться, мало одного только желания, это нужно еще и заслужить.

Накануне Великого поста мы вспоминали с вами притчу евангельскую о блудном сыне, и вы помните, как этот младший сын, получив от отца свою часть имения, уходит в страну далече и там все расточает. Проще говоря, он предает своего отца, оскорбляет его, забирает свое наследство и отправляется на дальнюю сторону, где расточает все, остается ни с чем, и впадает в нужду. Мы помним, как раскрывается в этой притче удивительный образ покаяния: сын одумался, пришел к своему родителю, хотел сказать ему: отче, я недостоин быть твоим сыном, прими меня хотя бы в число наемников… Но отец выбегает к нему навстречу, принимает его, целует, вводит в дом, от которого он отпал… Братья и сестры, в этой притче, мне кажется, есть еще нечто удивительное, о чем говорит евангелист: сын, начав нуждаться, пришел в себя, он одумался, он снова принял тот образ жизни, который и должен быть у человека. Не может нормальный человек предавать своего отца, не может нормальный человек обижать ближних своих. Когда мы поступаем таким образом, мы совершаем поистине безумство, ум человеческий помрачается, и в помрачении ума мы совершаем грехи. Я думаю, дорогие братья и сестры, если сын пришел в себя, вполне возможно, что в его жизни было совершено ранее нечто доброе, добродетельный поступок, за который  Господь и привел его в чувство… Так и мы, если хотим принести Богу покаяние, должны  вспомнить: а есть ли у нас что-то доброе, примет ли нас Господь, заслужили ли мы, чтобы Бог привел нас в чувство, дал нам возможность подойти к Себе. А ведь многие люди доживают до глубокой старости, но ни одно чувство сердечное у них как бы не проявляется и не приводит к Богу. Конечно, это не значит, что Господь не желает им покаяния, не хочет, чтобы они исправились, каялись. Но, как я уже сказал, покаянное чувство нужно заслужить доброй жизнью.

В каноне, который вы слушали сегодня, один из тропарей рассказывает о двух разбойниках, которые были распяты по правую и левую руку от Христа, когда Его вознесли на крест. И один из них поносил Господа, всячески уничижал Его, и, страдая сам, смеялся над Ним и говорил: нас спаси и Сам спасись… А другой разбойник только просил Господа: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем! Возникает вопрос: а почему так бывает – один человек богохульствует, обижается на Бога и не желает знать Его, а другой, хотя сам страдает, благословляет Господа? Почему один человек приходит ко кресту, а другой убегает от него?

Церковь наша сохранила предание о жизни этого благоразумного разбойника. Вы знаете, дорогие братья и сестры, что он был первым человеком, который вошел в рай. Господь сказал на его просьбу: Ныне же будешь со Мной в раю… Часто этого благоразумного разбойника изображают на иконах с крестом, который он держит на плечах своих… Так вот, Церковь наша говорит, что этот человек заслужил возможность войти в рай своим добрым поступком, который совершил когда-то, в давние годы, до того как оказался на Голгофе вместе со Христом… Когда Младенец Христос вместе с праведным Иосифом и со своей Матерью Марией бежали от Ирода в Египет, на них напали разбойники. И вот один из разбойников, увидев Богомладенца Христа, был настолько поражен Его красотой, что, видимо, почувствовал, что это непростой ребенок, и запретил своим товарищам делать зло Святому семейству. Это предание хранит до сих пор Коптская церковь… И вот, братья и сестры, вполне возможно, что Господь этого грешника, который ранее убивал,  грабил, насиловал и много зла совершил за жизнь свою, удостоил рая,  дав ему возможность покаяться и за тот добрый поступок, который он совершил когда-то и который, возможно, сам уже не помнил… У Бога ничего не забывается. И вы, братья и сестры, должны всегда помнить об этом. Если мы просим у Господа милости – и сами должны быть милостивыми, если просим у Бога прощения - и мы должны прощать.

178ipg.jpgВ сегодняшнем каноне мы слышали тропари, рассказывающие о жизни преподобной Марии Египетской.  Женщина, которая провела многие годы в страшной погибели, страстных преступлениях, не знала Бога, отступила от него, стала великой святой. Видимо, были в ее жизни и какие-то добрые дела, раз Господь привел ее в чувство, и она, захотев поклониться Животворящему Древу Креста Господня, отправилась в Иерусалим. И по дороге грешила, и по дороге совершала многие грехопадения, но когда она пришла в храм, с ней случилось чудо – она не смогла войти туда, невидимая сила не пускала ее. Братья и сестры! В нашей жизни тоже часто подобное бывает – мы хотим что-то сделать, а кто-то или что-то не дает нам совершить это. Если представить, как современный человек входит в храм и что-то не пускает его – как он поступает нередко? Начинает кричать, ругаться, толкаться, работать локтями – ничто его не удержит, он не  задумается над тем, почему не может войти, и зайдет в храм… Но эта женщина, проведшая многие годы в тяжких грехах, вдруг поняла, что сила Божия ее останавливает, не люди, не обстоятельства какие-то, а Бог не допускает ее приложиться к святыне. Она возвращается в притвор, начинает плакать, молиться Пресвятой Богородице, чтобы позволено ей было войти в храм и поклониться Святому Древу… И тут с ней происходит перемена – она беспрепятственно проходит в храм, совершает поклонение и, возвращаясь обратно в притвор, говорит: Матерь Божия, дальше Ты меня веди… Многие ли из нас, дорогие братья и сестры, вернулись бы на то место, где случилось чудо? Думаю, что нет. Может быть, и не поняли бы, что Господь переменил нашу жизнь, а Мария Египетская возвращается и говорит: Дальше, Господи, я предаю себя в Твои руки. Матерь Божия, веди меня… И она отправляется в пустыню, где проводит долгие годы. 17 лет она провела вначале в тяжких болезнях, как говорит ее жизнеописатель: ей слышались блудные песни, она вспоминала разгульную, распутную, вольную жизнь,  которой жила в Египте. Эти страшные годы она провела в ужасных борениях, а потом еще 30 лет служила Богу непрестанными молитвами, и когда встретил ее старец Зосима, она поведала ему свою жизнь.

В этом поступке, в этом подвиге мы видим главное - она не просто покаялась, она деятельно пыталась исправить себя. Именно поэтому, когда мы думаем о покаянии, о Великом посте, мы говорим: Господи, прими наши труды, прими жертвы наши…

Исправляться человек должен, подвизаясь. Нельзя сказать: Господи, прости меня, - и ты уже спасен, как утверждают, например, протестанты, что, мол, достаточно просто поверить... У Бога нет ничего невозможного, может, это и действительно так, но мы, православные, научены нашей Церковью другому отношение к этому вопросу. Мы каемся и деятельно должны исправляться. Тот, кто кается, знает как это трудно. Ведь если бы было по-другому, не нужно было бы ходить на исповедь. Но кто был у исповедального аналоя, знает - покаявшись у священника, нередко мы выходим за двери храма и снова согрешаем, снова падаем и снова каемся… Человек должен всегда возвращаться к Богу. До того самого мгновения, пока душа наша не разлучится с телом. Вспомним другую притчу. Монах пришел к старцу и сказал: Отче, что же делать мне, я пал, я согрешил. А старец сказал ему: Если ты согрешил, встань. Тот говорит: Я встал и снова упал. – Снова поднимись, снова принеси покаяние. – Я опять пал. Сколько же мне повторять снова и снова? А старец ему сказал: Доколе душа твоя с телом не разлучится. Всегда поднимайся, никогда не оставайся в лежачем положении, вставай, иди за Господом. Приноси Ему слезы покаяния. Трудись над собой, помогай людям, сам никого не суди, тогда исправится жизнь твоя…

Дорогие братья и сестры! Начиная Великий пост, будем помнить, что мы должны всегда каяться,  приносить Богу покаяние, слезы, исправляться, никогда не судить никого. Будем трудиться над исправлением не ближних своих, а самих себя, будем стараться изживать грехи и страсти, будем просить Бога и от Него просить помощи, чтобы он дал нам силы в борьбе с грехом, будем совершать добрые дела на всякий час нашей жизни. Чтобы в нужный момент позволено было сказать нам: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!