Протоиерей Андрей Ткачев
Пасху Церковь празднует не один раз в год. Если бы только раз в год была Пасха, мы бы про нее забыли, и она бы прошла у нас буднично.
Пасху празднует Церковь 52 раза в год, столько раз, сколько есть воскресений в году. Каждое воскресенье — малая Пасха. Начиная с недели Фомы, вместо Великой Пасхи, Великого дня, который празднуется, действительно, раз в году. Оканчивается Страстная Седмица — и наступает светлая вспышка пасхальной веры.
Церковь, начиная с недели Фомы, теперь еженедельно будет праздновать Святую Пасху, поддерживая огонь на алтаре, для того чтобы он горел аж до следующей Великой Пасхи, Великого Воскресения, которое будет после следующей Страстной Седмицы.
То есть, маленькая Пасха заменяет собой Великую и поддерживает огонь нашей веры вплоть до пришествия последней.
Однажды, при Моисее, сошел огонь на жертву в скинии и надо было уже не вносить чуждый огонь в скинию, а поддерживать однажды сошедший. В этом великий духовный смысл.
Нельзя зажигать алтарь каждый день спичками, огнивом или чем-нибудь еще, или заносить туда какой-нибудь горящий факел, нельзя. Нужно чтобы огонь на алтаре не гас, алтарь не может погаснуть, если погаснет — это катастрофа. Значит нужно постоянно поддерживать однажды сошедший огонь, а тот первый огонь, который воспламеняет жертву алтаря, он должен сойти с неба.
Небесная вера дается человеку, а от тебя, человек, требуется поддерживать огонь на алтаре. На алтаре сердечном, на алтаре приходской жизни, на алтаре общецерковной жизни.
Вот Антипасха — это и есть поддерживание огня на алтаре, это есть еженедельное воспоминание сердца о том, что Христос наш жив, что Он воистину жив, и такие скептики, как Фома, уверяются в этом видением и осязанием.
Что ж, с окончанием первой Светлой Седмицы в этом году и с Неделей Антипасхи, которая наступила.
Христос Воскресе!