ДАРУЮЩИЕ БОЖИЮ БЛАГОДАТЬ
В мощевике, пребывающем в храме в честь Рождества Христова, находятся частицы мощей святого праведного Александра Чагринского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Феофана Затворника Вышенского, священномученика Фаддея Тверского. О некоторых из них — наш рассказ.
По материалам жития святого праведного отца Александра Чагринского
Протоиерей Александр Юнгеров был одним из пяти детей супругов — причетника Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Отец его вскоре был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на приходе в деревне Юнгеровка. По этому приходу за потомками о. Стефана закрепилась фамилия Юнгеровы. За время своего непродолжительного служения в Юнгеровке отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан — помещиков и крестьян, поскольку службу совершал тщательно и благоговейно, не отказывал в исполнении треб, был внимателен и сердечен к людям.
Однажды в 1831 году, чтобы придать присущие христианскому таинству венчания чинность и благолепие, отец Стефан принял участие в свадебном застолье, где ему непреднамеренно поднесли такое угощенье, от которого батюшка занемог насмерть и уже приготовлен был к погребению, но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть недель. На вопрос, что же с ним было, отвечал, что был в загробном мире, видел места райского блаженства и адских мучений. Были показаны также уготованные его родным и различным известным ему людям будущие посмертные судьбы, но не велено о том рассказывать, чтобы не внести смуту в народ. Отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался и причастился несколько раз, пособоровался, а к концу срока созвал родных, простился с ними и, почувствовав, что засыпает, велел перенести себя в передний угол, где тихо скончался.
Оставшись вдовой, Прасковья Кузьминична сильно скорбела, представляя безрадостную будущую жизнь для себя и сирот. На сороковой день по кончине супруг явился ей в полусне и сказал: «Зачем ты безутешно плачешь и меня этим огорчаешь? Не плачь, а радуйся и пой: “Хвалите имя Господне… исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его”».
В сентябре того же года Александр был определен в Саратовское Духовное училище, а через пять лет он перешел в Саратовскую духовную семинарию. Учеба давалась Александру трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался. Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания. В 1842 г. Александр Юнгеров окончил Саратовскую духовную семинарию и, женившись на сироте Елизавете Ивановне, был рукоположен 20 октября 1842 г. во иерея Преосвященным Иаковом (Вечерковым; †1850), епископом Саратовским и Царицынским.
Его первым приходом стало село Третьяки Сердобского уезда Саратовской губернии, потом он недолгое время служил в селе Неверкино, в первом селе он решил вопрос о строительстве церкви вместо сгоревшей, а во втором многих язычников-чувашей о. Александр привлек к Православной Церкви. С июля 1843 года началось 38-летнее служение о. Александра в Свято-Троицкой церкви села Балаково. Со времен Екатерины II в этих местах селились раскольники, влияние старообрядческих иргизских и черемшанских скитов было велико на местное население. О. Александр благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и от причта требовал тщательности в исполнении церковных служб. Этим он привлек в храм все село, а также иногородних, приезжавших в Балаково по торговым делам.
Очевидцы свидетельствовали, что со слезами он благословлял за литургией освящаемые Святые Дары. В храме о. Александр произносил поучения, направленные на искоренение пороков и суеверий и дающие православные понятия о предметах веры. Также и праздничные рождественские и пасхальные хождения о. Александра по приходу сопровождались наставлениями о православной жизни, спасительности установлений Святой Церкви, о необходимости частого посещения храма Божия, исповеди и причастия. Батюшка подавал пример усердной молитвы, частыми поклонами. Трудами мудрого пастыря полураскольничий приход стал постепенно преображаться в православный. Благодаря о. Александру в 1861 году новая каменная, построенная из красного кирпича церковь, была освящена. В 1875 году она была расширена почти втрое, также трудами о. Александра на средства привлеченных им добровольных жертвователей. Он сохранял неизменную сердечную приветливость ко всем людям. В некрологе о. Александра сказано: «Дар Божий в награду за чистоту сердца и любовь к людям, ею обычно отмечаются все христианские подвижники».
Сохранилось воспоминание о том, как по молитве о. Александра ожил почивший в Бозе усердный и добрый сельский плотник Мартемьян Фаддеич. С дерзновенною верою обратился батюшка к усопшему: «Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными». Мертвый ожил, он был причащен, после чего, выслушав благодарственные молитвы и получив напутственное благословение о. Александра, упокоился навечно. Батюшка обыкновенно со святым крестом обходил горевшие здания и по его молитве останавливалось распространение пожара.
Дом Юнгеровых, стараниями о. Александра и, особенно, его супруги, Елизаветы Ивановны, славился своим страннолюбием — здесь находили приют многочисленные богомольцы; поэтому, видимо, на надгробном памятнике Елизаветы Ивановны (†1890) в Чагринском монастыре была сделана надпись: «Странен бех, и введосте Мене» (Матф. 25:35). Окрестное духовенство избрало его в своем благочинии духовником.
В 1881 г. вместо увольнения по болезни за штат протоиерей Александр определяется в Чагринский Покровский женский монастырь Самарской епархии, бедный и малоизвестный. История этой обители началась в 70-х гг. XIX в., и лишь летом 1884 г. община получила статус монастыря. В обители церковная служба была тогда не ежедневная, треб по домам не совершали, поэтому батюшка большое внимание уделял образованию учащихся в монастырской школе девиц и соседних крестьян, которых привлекал к Церкви поучениями за богослужениями и беседами на дому. Постепенно народ, прежде не знавший о существовании Чагринского монастыря, стал интересоваться жизнью обители и посещать богослужения; увеличилось число его насельниц.
Как прежде балаковский, так теперь монастырский храм стал тесен для богомольцев, и усердием игумении, о. Александра и благотворителей была построена новая теплая церковь. Многочисленные заботы, связанные с завершением строительства храма, потеря в течение одного года многих близких, подорвали его здоровье, и в апреле 1893 г. он был уволен за штат. С этого времени началось его служение, сделавшее о. Александра известным далеко за пределами не только находившейся в степи Чагринской обители, но и всей Самарской губернии. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями потекли к нему с разных концов православной России. Порой наплыв посетителей доходил до тысячи и более человек в день. В Чагру собирались толпы разноплеменного народа, как к древним пустынножителям; они получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.
Господь даровал о. Александру многие благодатные дары: прозорливость, дар чудотворений, дар рассуждения. В 1896 г. в статье, помещенной в «Самарских епархиальных ведомостях», о. Александра по его духовным дарованиям сравнили со св. Иоанном Кронштадтским, св. Амвросием Оптинским и св. Феофаном Затворником. Отец Александр Чагринский в своей жизни явил подобный святому отцу Иоанну Кронштадскому образ святости. Живя в миру, имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и чудотворения. 1900 год старец встретил на одре болезни.
Сообщение о смерти его сына, иерея Василия (†1900), еще более ухудшило состояние здоровья о. Александра. На Пасху он заболел и соборовался, все лето был очень слаб, в декабре слег совсем. Был несколько раз приобщен, соборован, а в день кончины, 22 декабря, в девятом часу утра прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный канон. В минуту кончины всем присутствовавшим была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня. Погребение было совершено на пятый день, 26 декабря, при стечении народа и усердной общей молитве. Над могилой о. Александра в Чагринском монастыре была устроена часовня, где теплилась неугасимая лампада. По благословению Преосвященного Гурия, епископа Самарского, ежедневно совершались здесь краткие литии.
В полу часовни было устроено отверстие, через которое паломники могли брать землю с могилы. Каждую весну привозили несколько возов земли, а к осени она вся разбиралась благочестивыми богомольцами, так что под отверстием образовывалась глубокая яма. До закрытия обители в 1927 году сохранялся домик о. Александра. Сюда после смерти старца приходили паломники с молитвой к нему, прикладывались к кресту, бывшему прежде в его руках, к иконам, пред которыми он молился, к епитрахили. И с радостью уходили, как бы побывавши на личном приеме у о. Александра.
В 1927 г. большевики разрушили часовню, а в начале 30-х годов могила старца была вскрыта, причем обнаружилось нетление его мощей. Власти, опасаясь «всплеска религиозного фанатизма», ограничились тем, что зарыли тело батюшки обратно в могилу, по некоторым сведениям, даже без гроба. В 1952 г. в Пасхальную ночь четверо чагринских христиан, не убоявшись безбожных властей, установили на поруганой могиле крест и ограду, сохранившиеся доныне. 22 июня 2000 г. честные останки протоиерея Александра Юнгерова были обретены в Покровском монастыре и перенесены в Иверский женский монастырь г. Самары, где были положены в раке в соборном храме обители, а 15 октября 2001 г. Православная Церковь во всеуслышание провозгласила святость сельского батюшки из Балакова — святого Александра Чагринского. Местное празднование памяти святого совершается трижды в год: в день его блаженной кончины — 22 декабря (4 января), в день обретения его мощей — 9 (22) июня и в день празднования Собора самарских святых 30 июля (12 августа).
По материалам жития преподобного Сергия, Радонежского чудотворца
(празднование памяти святого 5/18 июля и 25 сентября/8 октября)
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в благочестивой и знатной боярской семье.
Господь предызбрал его еще от чрева матери. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной Литургией еще до рождения сына его мать и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».
Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Тогда Варфоломей со слезами взмолился ко Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших лошадей. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: старец стоял под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил, что он хочет научиться грамоте, и попросил помолиться за него Богу. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему, что Бог даст ему уразуметь грамоту. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг, с особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, преподобные Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес неподалеку от Радонежа. Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, — впоследствии митрополитом Московским).
Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, преподобный восходил от силы в силу. Не могли укрыться подвиги преподобного Сергия, и далеко разносилось благоухание его святой жизни. К нему стали притекать и собираться под кров его люди, жаждущие понести иго Христово. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он строил келии, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.
По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.
Слава о подвигах преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и преподобный вынужден был покинуть обитель.
На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству, а также поминал всех павших на поле брани, духовными очами прозревая происходившую битву.
За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Вскоре явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Преподобный Сергий пал ниц пред Пресвятой Богородицей. Она же прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ним со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
5 июля 1422 года преподобный Никон изнес нетленные мощи преподобного Сергия и положил их в специально для этого возведенном каменном Троицком соборе монастыря. Поныне святые мощи преподобного Сергия являются драгоценнейшим сокровищем обители, источником благодатных исцелений душевных и телесных немощей всех молитвенно прибегающих к его заступничеству.
Особые молитвы преподобному возносятся об упразднении гордыни и самомнения, о даровании способностей детям к обучению наукам.
По материалам жития святителя Феофана, Затворника Вышенского
Дни памяти: 6 января (преставление), 10 января, 16 июня (Перенесение мощей)
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
По материалам жития священномученика Фаддея, архиепископа Тверского и Кашинского
Святой священномученик Фаддей, в миру Иоанн, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского и его супруги Лидии. Дед будущего Владыки, священник Евгений Розов, любил Ваню больше остальных внуков, прозорливо называя его архиереем. Домашние почитали отца Евгения как сугубого молитвенника, человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. В 1892 году Иван Успенский окончил Нижегородскую Духовную Семинарию, в 1896 году — Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия за работу «Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода» и был оставлен при ней профессорским стипендиатом.
Юноша довольно долго колебался в выборе дальнейшего жизненного пути. Первоначально он предполагал стать сельским учителем, чтобы потом принять священный сан и быть, как он сам писал, «ближе к пастве». Ректором Академии в ту пору был архимандрит Антоний (Храповицкий; †1936), с которым Иван Успенский сблизился и впоследствии подружился. Еще в студенческие годы будущего новомученика отец Антоний порекомендовал ему обращаться за духовным советом к подвижнику Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры иеромонаху Герману.
Ректор не единожды говорил своему студенту, что тот — настоящий, уже готовый монах. Однако Иван Васильевич колебался, ожидая указания Божия относительно пострига. Окончательное решение было принято после беседы с посетившим Троице-Сергиеву Лавру святым Иоанном Кронштадтским, который напомнил будущему святителю Евангельские слова: «Аще любиши Мя… паси овцы Моя… егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши» (Ин. 21:17-18). Эти слова великого праведника стали не только напутствием будущему иноку, но и как бы предречением его грядущего жизненного пути святителя-подвижника и мученика.
15 августа 1897 года он был пострижен в монашество с именем Фаддей в честь святого апостола от 70-ти, в конце августа посвящен в сан иеродиакона, через месяц рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем логики, психологии, философии и дидактики в Смоленской семинарии. 19 ноября 1898 года переведен инспектором Минской семинарии с исправлением обязанностей преподавателя Священного Писания в V классе. С 1900 года — преподаватель Уфимской семинарии, ректором которой в сане архимандрита был святой Андроник (Никольский), будущий новомученик, архиепископ Пермский (†1918). В 1901 году отец Фаддей защитил магистерскую диссертацию «Единство книги пророка Исаии». На каждом этапе своей жизни он усугублял подвиги и посты, совершествуясь в кротости и незлобии.
С июня 1901 года он — преподаватель педагогических и певческих курсов для учителей церковных школ. В 1902 году отец Фаддей опубликовывает «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка)», в которых подчеркивается, что основой обучения и просвещения является христианство. 15 марта 1902 года иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором семинарии. 8 сентября того же года переведен на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии. В его обязанности входило также редактирование официального церковного органа епархии — «Олонецких Епархиальных Ведомостей». Он выступает на религиозно-нравственных чтениях в Петрозаводске. Внимательный к своей душе, ведет ежедневные записи в дневнике.
20 декабря 1908 года произошло его наречение, а на следующий день — хиротония во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Он регулярно объезжает приходы своей обширной епархии. В сентябре 1916 года он был переведен на Владикавказскую кафедру, в связи с болезнью епископа Антонина (Грановского; †1927). По совету епископа Фаддея тот отслужил литургию и, причастившись, выздоровел.
В 1917 году Владыка вернулся в Волынскую епархию, которая вскоре стала оккупироваться немецкими, польскими, петлюровскими войсками. В 1919 году он становится правящим архиереем Волынской епархии. После захвата власти большевиками, в ноябре 1921 года он был арестован. 25 февраля постановлением ВУЧК выслан в распоряжение Патриарха Тихона. 9 марта он был освобожден и выехал в Москву, где принимал участие в работе Священного Синода.
Еще 6 июля 1919 года большевиками были расстреляны Астраханские архиереи — правящий святой Митрофан (Краснопольский) и викарный Леонтий (фон Вимпфен). С того времени Астраханская кафедра вдовствовала, поэтому 21 сентября 1921 года святой Патриарх Тихон возводит епископа Фаддея в сан архиепископа и назначает на Астраханскую кафедру. После ареста святителя Тихона управление Православной Церковью было передано митрополиту Ярославскому святому Агафангелу (Преображенскому; †1928), который составил воззвание, и передал его Владыке Фаддею в Москву. Вскоре оно было отпечатано в типографии и появилось на стенах московских храмов, в связи с чем в конце июня 1922 года Владыку Фаддея и протопресвитера Димитрия Любимова арестовали. В сентябре он был осужден на год ссылки в Зырянскую область. Вместе с митрополитом Казанским святым Кириллом (Смирновым; †1937) его перевели в тюрьму города Владимира; митрополит Кирилл воспоминал, что благодарит Бога «за дар утешения, которым владел этот праведник». Находясь в заключении, святой Фаддей раздавал продукты и постельные принадлежности.
Святой Кирилл вспоминал о случае прозорливости Владыки Фаддея: «Однажды, когда поступила обычная передача, Владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте. Я увидел это и осторожно намекнул Владыке, что, дескать, он сделал для себя запас.
— Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?
Вечером привели в камеру епископа Афанасия (Сахарова), и Владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку». Позже Владыка отдал святому Афанасию еще и свою подушку, а сам спал, положив под голову руку.
Летом 1923 года срок ссылки закончился, и архиепископ Фаддей уехал в Волоколамск. Здесь он жил, а служить ездил в московские храмы. Осенью 1923 года Владыка вновь назначается Астраханским архиереем. 20 декабря он выехал в Астрахань, где был торжественно встречен духовенством и верующими. Поскольку архиерейская ризница была захвачена обновленцами, то для первого богослужения Владыке привезли облачение из Покрово-Болдинского монастыря, оно принадлежало архиепископу Тихону (Малинину; †1793), посох святого священномученика Митрофана (Краснопольского), а один из монахов Иоанно-Предтеченского монастыря передал Владыке хранившуюся у него мантию новомученика епископа Леонтия (фон Вимпфена).
Известно, что святой Патриарх Тихон, принимая от Владыки письмо о захвате православных храмов обновленцами, сказал принесшим его: «Знаете ли вы, что Владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное». Служение святого Фаддея было ознаменовано широкой благотворительностью и нестяжательностью. Владыка ходил в старенькой заплатанной рясе, в стареньких чиненых сапогах, имел одно облачение. 3 сентября 1924 года святой Фаддей ко дню своего тезоименитства был удостоен Патриархом Тихоном права ношения бриллиантового креста на клобуке.
Архиепископ Фаддей (Кузнецк, 1928 год)29 октября 1926 года ГПУ арестовало заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского; †1944). В права заместителя вступил архиепископ Иосиф (Петровых; †1937); 8 декабря он издал распоряжение, в котором назначил себе заместителей по управлению Церковью: архиепископов — Екатеринбургского Корнилия (Соболева; †1933), Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского святого Серафима (Самойловича; †1937). Предчувствие ареста не обмануло Владыку Иосифа — 29 декабря 1926 года он оказался под стражей. Архиепископ Корнилий был в ссылке и не мог выполнить возложенное на него поручение, и поэтому в середине января 1927 года архиепископ Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к возложенным на него обязанностям по управлению Церковью. Однако в Саратове святитель был по распоряжению начальника VI отделения СО ГПУ Е. А. Тучкова задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено. Только в марте 1928 года власти разрешили ему выехать из Кузнецка. Митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил Владыку Фаддея архиепископом Саратовским и Петровским. Находясь в Саратове без права выезда, Владыка в это время совершает тайные монашеские постриги. Сохранились несколько его проповедей этого периода. 15 июня 1928 года святитель был назначен архиепископом Тверским и Кашинским, однако до ноября 1928 года он еще жил в Саратове.
Рассказывают, что Владыка носил вериги, всех приходящих к нему принимал с любовью, обладал даром прозорливости и исцелений. 29 сентября 1936 года власти лишили его регистрации, и Владыка продолжал служить в последнем незакрытом храме — единоверческом храме на Волынском кладбище за Волгой. В декабре 1936 года под давлением богоборцев святой Фаддей был уволен на покой, но службы в храме он не оставил.
20 декабря 1937 года он был арестован. При обыске у него изъяли панагию, кресты, потир, дароносицу, облачение, двадцать семь штук свечей, тридцать четок, духовные книги, тетради с записями архиепископа, официальные циркуляры Московской Патриархии, фотографии, два архиерейских жезла.
— На что же вы живете? — спросил сотрудник НКВД.
— Мы живем подаянием, — ответил Владыка.
В камере, после многочисленных издевательств над Владыкой, главарю уголовников явилась Божия Матерь, повелевшая ему: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары посмотреть — жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив архиепископа, они все просили у него прощения. С этого дня все насмешки над ним прекратились. 30 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священномученика к расстрелу. Он был казнен на следующий день; сохранилось свидетельство, что вместо расстрела палачи убили святого, утопив его в яме с нечистотами. Заочное отпевание в Патриаршем Богоявленском соборе совершил протопресвитер Николай Колчицкий. Священномученик Фаддей остался в памяти верующих как архипастырь-аскет, бессребренник, смиренномудрый подвижник, прославленный нестяжательностью и осиянный Светом Христовым.
Благодаря мужеству тюремного врача и отзывчивости конвойных из числа обслуживающего персонала Тверской тюрьмы НКВД стало возможным не только отметить место захоронения мученика, но и со временем перезахоронить его уже в отдельном гробу.
26 октября 1993 года на заброшенном кладбище в Твери были обретены останки Владыки Фаддея. 29 декабря 1994 года мощи святителя были перенесены в Вознесенский кафедральный собор Твери. На Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 18 – 23 февраля 1997 года, архиепископ Фаддей был прославлен в лике священномучеников к общецерковному почитанию. Память ему определено совершать в день его мученической кончины 18 (31) декабря, в день обретения его святых мощей 13 (26) октября, в Соборе Тверских святых и в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских.