Троицкая родительская суббота — это заупокойное богослужение, которое совершается накануне празднования дня Святой Троицы. Она предваряет собой вхожение в Апостольский (Петров) пост, начинающийся через неделю после Троицы.
Когда через 50 дней после Воскресения Иисуса Христа на апостолов сошел Святой Дух, завершилось дело спасения всего человечества. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Духа Святаго пронизала всю Церковь — и земную, и Небесную, освятила и живых, и умерших. Поэтому первые христиане накануне Троицы вспоминали о тех, кто не дожил до этого дня, но тоже нуждался в спасении, т. е. обо всех живших на земле людях. И верующие молили Бога, чтобы он даровал умершим прощение грехов и избавил их от мук в грядущей вечности. Так сложилась традиция поминать усопших накануне праздника Троицы.
В первые времена христианства поминовение усопших в Троицкую субботу было молитвой и воспоминанием о Ветхозаветной Церкви и как бы подготовкой к новому этапу жизни человечества — Церкви Новозаветной.
Троицкая суббота называется родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому мы и начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев и других сродников.
Мы молимся за наших усопших сродников, чтобы Господь простил и помиловал их: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. Молитвы Церкви помогают душе усопшего выйти из уз ада.
По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. Кроме того, важно подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.
«Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве», — писал святитель Феофан Затворник. «Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью — тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня…».