Протоиерей Димитрий Смирнов

Нынче Святая Церковь празднует день поминовения всех усопших. Вселенская родительская суббота. Родительская – это условно, потому что мы не только родителей поминаем, а и всех наших предков, всех наших сродников, и всех тех, кто до нас в нашем храме молились, и всех тех, за кого сердце наше желает помолиться. Заканчивается вот этот цикл пения в церкви Триоди Цветной.

Конечно, ещё великий наш святитель Феофан Затворник, а жил он в XIX веке говорил, что придёт время, когда будет столько вер, сколько голов. Устаёшь слушать, кто чего буробит, и это так сильно отличается от христианства, от православной веры, что просто диву даёшься. Очень трудно доходит слово Божие до сознания человека, а уж до сердца тем более. А задача именно такая – чтобы сердцем принять слово Божие.

И вот, подобный случай описывается в Деяниях святых апостолов, начало которых вчера читали, а продолжение сегодня. Апостол Павел совершал постоянно миссионерские путешествия, проповедуя постоянно слово Божие, как ему повелел Господь. Он был, как его впоследствии назвали, великим апостолом языков (имеется в виду – язычников). Транспорта тогда никакого общественного не было. Единственный способ – это прийти к командиру корабля, договориться с ним, может, что-то и заплатить. А бывало и так говорили: «Место есть, садись, лишние руки не помешают», многие даже и матросами нанимались, потому что управлять кораблём, грести, если это гребное судно, очень было трудно. И вот, он поплыл. Единственный из всей команды человек, душа которого была напоена Святым Духом, Который ему открывал всё, что происходит с ними и вокруг. И он предупредил: «Сейчас, в эту минуту не надо плыть, потому что мы потеряем много имущества, а некоторые и свои жизни». Но капитан не стал слушать, а слушал кормчего, рулевого, и тех людей, которые плавали по этому месту. Ну, естественно, профессионалы, а тут незнамо кто начинает учить. Ну и случилась буря, им пришлось спасать корабль, обвязывая его всякими мягкими вещами, чтоб он не убился о камни. Всё случилось, как Павел и предрекал. Ну, всё-таки они добрались до берега, замёрзли, люди южные, им чуть ветер подул, сразу холодно, это не русские и не эскимосы. И развели костёр. Из костра, когда сухие ветки стали жечь, выползла ядовитая змея и обвилась вокруг руки Павла. И люди говорят: «Во, от такого кораблекрушения спасся, а сейчас погибнет от ядовитой змеи, значит этот человек – великий грешник». Павел тряхнул рукой, змея попала в огонь и сгорела заживо. «О, нет, он, наверное, Бог» (см. Деян. 27; 28, 1-6). Вот это степень соображения людей.

Слово Божие не слушают, а у всякого глупого человека всегда есть своя точка зрения. И эта точка зрения всё время меняется, есть даже специальное присловье, которое возникло в ХХ веке, ОББ называется – одна баба болтнула. И вот, великий Павел две тысячи лет назад ещё сказал наперёд: Нелепых и бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4, 7). Но бабы – такой творческий народ, что всё время придумывают какую-то ахинею. Сегодня одна ко мне подходит, говорит: «Вот, пришёл какой-то такой-то, он на Вас как-то не так посмотрел». Да Господи! Сейчас рубаху сниму, смотри. Что со мной будет? Чтоб со мной что-то было, нужно таких четверо. И вот, всё время какие-то проклятые суеверия тяготеют над человеком, потому что не слушает человек слово Божие.

Простой эксперимент. Поднимите руки, кто помнит, о чём сегодня мы читали Священное Писание… Один. Может быть, ещё кто-нибудь? Вторая! Отлично… Третья. Шикарно! Из пятидесяти человек – примерно нас столько – трое помнят. О чём это говорит? О том, что служба прошла впустую. Даже в ухо не влетело, чтоб через другое вылететь. Вот это очень печально. Человек и в церковь ходит, а ничему не научается, а церковь – это школа и лечебница. И слова мы читали замечательные из евангелиста Иоанна, любимого ученика Христова, мы читали из Деяний святых апостолов, которые апостол и евангелист Лука написал. И вот, пошли в церковь, постояли, помолились. Ну, конечно, посуетились, потому что главное занятие в храме на родительскую – это свечки разгибать: она согнулась, мы её разогнули, вроде при деле. Но от этого ничего не остаётся в голове и в сердце, хоть совсем их вынеси. Наши усопшие ждут от нас только одного – нашей горячей молитвы, наполненной любовью. Большинство тех людей, за которых мы молимся, находятся в преисподней, в геенне огненной, им там очень несладко. И скоро по нашему невежеству нам тоже всем туда поступать, потому что спасти свою душу мы не можем, так как не знаем, в чём состоит спасение, мы не знаем, что делать, и мы не знаем, от чего спасаться. Потому что мы не слушаем того, что Бог две тысячи лет назад сам проповедовал, а потом поручил учить апостолам, в частности, апостолу Павлу, как спасти свою душу.

То, что мы сегодня пришли помолиться за усопших, это замечательно, это очень правильно. И вот, я каждый раз на родительской напоминаю о необходимости спасения души. Понимаю, что делаю это совершенно бесполезно, по должности. Как учитель географии. Он же понимает, что никакой географии никто никогда знать не будет. Сейчас, опять же, у любого спроси столицу какого-то государства. Конечно, никто не знает. А уж какие полезные ископаемые бывают, какие реки текут, полтора человека, может быть, скажут. То есть в школе отсидели десять лет, а кто восемь (по-старому), а в этом толку не было никакого, ровно ноль, ничего не осталось. Но одно дело – география, это не важно, я знаю людей, которые всю жизнь прожили, свою деревню даже не покидали, даже в губернский город никогда не ездили. Так живут, знают, вот огород, лес, где опята растут, где маслята, когда рыба придёт, чтоб поймать по весне, когда будет половодье. А остальное совершенно не обязательно знать. А вот что будет с нашей душой через некоторое время после того, как она покинет наше тело, это самое важное, что мы должны знать. И мы должны обязательно услышать, что Господь говорит нам о нашем спасении. Тогда будет смысл нашего пребывания в Церкви, тогда постепенно ум наш начнёт просвещаться, и сердце наше будет принимать слово Господне, и оно нас очистит.