От жителей города в редакцию поступили вопросы об одном из молитвенных поминовений в Православной Церкви – о сорокоусте. Отвечает на вопросы настоятель храма в честь Рождества Христова г. Балаково священник Николай Бильчук.

— Батюшка, скажите, что такое сорокоуст и для чего его заказывают?

— Сорокоуст – молитвенное поминовение, которое является сугубой, т.е. усиленной церковной молитвой о нуждах конкретного человека. О человеке, за которого заказали сорокоуст, молятся ежедневно в течение сорока дней (отсюда название «сорокоуст») за главным церковным богослужением – за Божественной литургией. Почему именно «сорок дней», объяснение этой древней традиции мы находим в Священном Писании. Например, 40 дней Господь постился в пустыне перед Своим выходом на общественное служение. Мы знаем, что в течение 40 дней Господь являлся Своим ученикам после Своего Воскресения.

Поминовение может быть и полугодовое, годовое, также можно подать записку на Литургию на один день. Всё зависит от обстоятельств, например, в какой-то день человек сдаёт экзамен или у него назначена операция, и он может просить о молитве только на этот день. Если у человека какая-то сложная жизненная ситуация, которая не решается одним днём, то можно подать прошение на сорокоуст, и о человеке будут молиться в течение 40 дней.

Сорокоуст, как и другие поминовения, может совершаться как о здравии, так и об упокоении. Писать записки можно о крещёных, в том числе и о себе. Бывает, что спрашивают о том, можно ли писать в записках имена людей, которые крещены, но не ходят в храм – можно. Возможно, именно церковная молитва поможет им прийти к Богу. Нельзя подавать прошение о молитве за людей некрещёных и иноверных.

— «Знакомая заказала сорокоуст о здравии перед операцией, потом отменили хирургическое вмешательство. Теперь она от страха постоянно заказывает сорокоусты». Правильно ли так делать?

— Сорокоусты можно заказывать любое количество раз. Но само чувство страха, постоянная тревога и навязчивые мысли, с духовной точки зрения, являются греховными. На связь страха с маловерием указал нам Сам Господь, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: что Вы так боязливы, маловерные (Мф. 8:26). На связь боязливости с маловерием указывают многие святые отцы Церкви. Например, преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. … тени своей боится».

Испытывать в определенных обстоятельствах волнение, тревогу и страх – это нормально. Человек в той или иной мере переживает все случающееся с ним. Такие чувства для нас становятся сигналами, предупреждающими нас об опасности или побуждающими к действиям, они способны помочь не только нам самим, но и заставляют быть неравнодушными к чужой беде и прийти на помощь к другим людям. Плохо, когда страх и тревога берут верх над нами, превращаясь в греховные страсти.

— «У меня сомнения, как ведётся учёт о сорокоусте, действительно ли будут молиться в течение 40 дней?» Скажите, есть ли повод для сомнений?

— Если человек переживает, что сотрудник храма, который находится за свечной лавкой, может забыть имя человека, за которого подают записку в специальный помянник, то можно вежливо попросить сделать это сразу при вас. В нашем храме Рождества Христова свечницы записывают имена в помянник сразу.

Бывает так, что свечницы пишут на листочке, а потом уже вносят в синодик (помянник), затем их передают в алтарь, где за богослужением прочитываются имена, после Литургии тетради снова отдаются в свечную лавку. Если тетрадь находится в алтаре, тогда свечница записывает где-то отдельно, но потом она обязательно перепишет все имена в помянник.

Но если проблема в том, что человек настроен на негативное и недоверчивое восприятие церковной жизни, то и подавать записки нет смысла. Здесь уже вопрос к самому человеку, к его отношению к Церкви и к Богу.

— Отец Николай, объясните, пожалуйста, такой момент: когда подаёшь прошение на сорокоуст в храме, насколько важно самому человеку молиться и соучаствовать в церковной молитве?

— Не следует воспринимать церковные молитвы как товарно-денежные отношения с определенной долей магического восприятия. Когда мы молимся за себя или за близкого нам человека, нужно стараться пропускать и через своё сердце и молиться вместе с Церковью. Не должно быть формального подхода – в храме помолятся, а мне незачем. По возможности останьтесь в храме помолиться вместе со священником, и старайтесь молиться дома. Когда мы просим о поминовении в храме, то необходимо не отстраняться и лично участвовать в церковной молитве. Именно такая молитва угодна Богу.

По материалам газеты «Балаковские епархиальные ведомости»